Этот взрослый детский мир. 2-я часть: 3,5… 4 года

Дата: 17-02-2016 | 13:23:22

Этот взрослый детский мир. 2-я часть: 3,5… 4 года

 

Всегда завораживает и умиляет детское поведение с его парадоксальной логикой. Но я как-то поймал себя на мысли, что замечаю там нечто очень знакомое – упрямство и такт, недоверие, соперничество и общительность, заботливость и тщеславие, рисковой азарт и, наконец, метафизические страхи… В общем, это вполне взрослый мир.

Здесь моей дочке Оксане – 3,5… 4 года.

 

 

***

   Оксана долго и внимательно смотрела, как я "ел" навязанное мне ею призрачное мороженое палочкой. Потом сказала: "Какой дурачок!"

 

***

   Оксана обращалась к Людмиле, безостановочно называя бесчисленную вереницу предметов. Я не сразу сообразил взять ручку: "А скажи..." - Людмила вторила.

            папа - горшок - туалет - халат - кофта - руки - в кровать - диван - рот - нос - глазки - цветочки - горшочек - ягодки - нитка - ящик - пых-пых - мух-мух -пух-пух - ся-ся - чух-чух - ножницы - ящик - киска - ку-ку - ящик - пуговицы - цветочки - платье - витаминка - две витаминки - много-много витаминок - ломает спинку тётя - рука - бельё - кака (взрыв смеха) - ящик - бу-бу - сломали ящик - полотенце сломали - каку сломали - кровать сломали - диванчик мамин сломали - платье - цветок - бантик - глазки - носки - рот - бу-бу (взрыв смеха) - ка-кá - ко-ко (взрыв смеха) - бе-бе - Ромка - кока - а скажи вот это... - потолок - кáка - ку-ку - какака-ка-ка - саночки - горько - врач - зайчик - кака - ко-ко - ка-кá - кáка - мишка - ссс - чай - чвшки - разобью чашки - ве-ве - ссс - стенка - кофта - вода - чай - я сейчас налью чай - я буду лить на пол чай - кака пол - грязный пол - чистый пол - горшок - рубашка - платье - подушка - одеяло - волк - карандаш - соска - сандали - тапки - носки - картинки - шахматы - кукла - ку-ку - банка - ничего в банке нету - в сосульке есть кака - одеяло - кубики - это не твои кубики - это не твоя книжка - это не твоя тётя - формочка - мячик - стенка - телефон - нету здесь телефона - коляски здесь нету - кубики здесь нету - окошко - в окошке иго-баба стоит - она меня укусит - колбаску я буду есть - поешь соску…

 

   А ведь это тот самый приём автоматического письма, который открыл Андре Бретон, положив начало сюрреализму.

 

***

            Оксана насупившись сидела внизу (на полу), прислонившись к дивану. Кинула в мою сторону пластмассовую скорлупку - я протянул руку и наложил себе на нос. С удивлением заметил признаки весёлости у маленького Мизантропа: "Как Буратино".

 

***

            В ванне: "Кто это разлил?" - "Это не я" - "Это папка. Папка-мишапка!" (мордочка расплывается в смехе)

.

***

   Вчера вышли с Оксаной и с волейболом, который она никак не давала нам постучать, и закончили футболом с нею.

           

            Сегодня Людмила работает и на занятиях, и я весь вечер с Оксаной. Одни мы всегда очень ладим: я не настаивал уходить с площадки, и сам за столиком на солнышке задремал. Когда предложил идти, Оксана собрала полную корзинку своего имущества и пластмассового пса к тому, и легко согласилась.

            Она усадила меня на диван, и стала "читать", категорически запрещая ("Не буду читать", и демонстративно захлопывала книгу, демонстративно замыкаясь) прилечь или заложить ногу за ногу. А чтение её - это безостановочный поток импровизаций, ритмически организованный по ассоциации, видимо, с встречающимися картинками. Развить бы это качество: как дети находят удовольствие в рисовании, сочиняя мир, так она рисует словами.

 

***

   С Оксаной долго не уходили с улицы, напоследок надолго задержавшись у выставленного при первой парадной попугая в клетке.

 

***

   В лес втроём. Собираем землянику

   Оксана: "А где моя ягодка..."

***

(из письма)

   У Оксаны всё очень благополучно. Вечером сегодня двинулись к памятнику Ленина, а перед тем застряли у входа: соседи забавлялись Оксаной, и она отвечала им приязнью. Меня, признаться, тяготят здешние претензии каждого на общение, - слишком уж все друг другом заняты. Это чувство тебе знакомо.

В парке Оксану привлекает детское общество и площадки. Каталась на карусели. К 9 собирается публика на танцы, и мы в воскресение задержались долго - Оксана упиралась уходить - и наблюдали.

            Сегодня, хотя собирались тучи, пошли с утра в лес и осталось прекрасное чувство: собирали землянику, которая лишь начинается, участвовала и Оксана.

 

***

   Оксана говорит "сиду" (сижу) и "искаю" (ищу).

 

***

   В субботу поехали в Эрмитаж, нескоро собравшись, припозднившись, но извинимые из-за моего сна с ночной. Рассчитывали на Брейгеля, а вышли, хотя и очень интересные, если рассматривать с чувством и нескоро, лишь гравюры с Брейгеля из Бельгийской Королевской библиотеки. Смотрели и Колумбийское золото. Золото это не поражает, - видимо, низкого качества - кажется, в сплаве с медью - а поделки примитивные, но имеют своё лицо: геометризированные, очень условные, полуфантастические часто.

            Оксана в этом зале ела недоеденную ею ещё в фойе сочню, где она испытывала наше терпение. Подошла служительница: "Кто кого поддерживает... (Оксана облокотилась о подставку) А вот кушать у нас тоже нельзя. Видишь сколько сразу нарушений"; я оживился. Доесть ей было позволено, снисходя к возрасту, в стороне на пуфе.

            Зашли в кафе при гостинице на Ал.Невского: Оксана сразу же заголосила, указывая на пакет мелкого печенья. Но мы упорно настояли на лакомках к кофе. Она устроила концерт. Усадили её хныкающую за столик, и тут подсевшая женщина стала угощать её тем печеньем. Оксана потянулась ещё, я запретил - подошёл к стойке: но того печенья не было, и продавщица, как она объяснила, восхищённая нами, что мы "не идём на поводу у ребёнка", вынесла нам коробку зефира.

 

***

   Два дня назад озлобился на Людмилу. Оксана таскалась с коробкой из-под зефира (того самого!) и стала выколупывать оттуда присохшие крохи, отправляя в рот. Я рескипятился, что Людмила не делает ей замечания, когда в её присутствии любое "нельзя" с моей стороны воспринимается Оксаной как тирания и апеллируется ею, часто не безрезультатно, перед Людмилой. Оксана в таких случаях особенно настойчива в своих протестах, и Людмила сдаётся. Она упрекает меня при этом часто в чрезмерной требовательности и, разумеется, тут же вознаграждаема приязнью Оксаны. Я раздражаюсь на её, Людмилы, непонимания вредности таких послаблений, которые - главная причина капризности, дурных манер и проч.

 

***

   Возобновил английский. Честно делать дело, не озабочиваясь состоянием целого - ревизовать себя успею, - не уподобляться Оксане, которая всякий раз пристаёт, - "Папа, посмотри, как я умею", начиная нечто невразумительно-бесконечное с бесконечными "ой!"

 

***

   Воображение Оксаны поразила Сказка про репку, которой я сопроводил чистку и шинковку реальной репки. Когда поели, по моему обещанию, стали искать эту сказку среди груды детских книг. Всякий раз мы разбирались, о чём очередная книга, откладывая её со словами: "Но это не про репку!".

 

***

   В троллейбусе мест не было. Мы с Оксаной стояли возле сидящего парня в мятой кепке с лицом алчного интеллигента в очках. Оксана что-то импровизировала и начала ныть: "Хочу сесть". Парень, отвернув голову, стал вполголоса говорить своей соседке, горбоносой девице в высокой белой шапке. "Так только наши могут поступать, - иностранец бы давно уступил", - сказала мне Людмила. Скоро они с Оксаной заняли освободившееся место напротив этой пары.

            Я, оставаясь стоять, задумался: "Невоспитанный - сказать так слабовато и вряд ли проймёт. Душевная необразованность, необразованность чувств - это поточнее. Человек потоньше организованный, наверное, не допустил бы уродливости такой ситуации.

            Парень стал привставать. Я неподвижно завис ему на дороге, со злобным удовольствием выдерживая давление его колена. Резко отреагировал, - "Ах, извините!" и - оказался на дороге его подруги...

 

***

    Оксана: Где надо ручки? На спине?

            Она рисовала "девочку", выполняя рисунок почему-то кверх ногами: на паучьих ножках и ручках паутина бесчисленных пальцев, лицо выполнено несоразмерно большим - в этом есть своя логика: лицо несёт самую серьёзную личностную нагрузку - у Оксаны оно наиболее определено в своих частностях, там есть всё необходимое: 2 глаза, нос, рот, волосы, уши.

            А ещё – Амёба-солнце и "дерево с ягодками".  И снова солнце…

 

***

            - Дяди ходят в брюках, а тёти?

            - Тёти - в чулках.

***

   Объясняя что-то или рассказывая, захлёбываясь при этом, Оксана часто повторяет "Вот так".

            Сегодня был чудесный день: солнце, небо желтоватое, всё вокруг в туманной дымке - здания и пёстрый лес с белыми жилками берёз. Мы гуляли часа 3. Пристраивались между стволами деревьев на опавших листьях, импровизировали песни - я и Оксана, по очереди. Оксана иногда отмечала: "Красивая песня" или - "плохая".

 

***

   Оксана не хотела рисовать на пружинящем листе ватмана - "Не хочу, как на качелях", прося меня разрезать лист. Это было утром, и я спросонья не мог побороть себя встать. И так где-то около часа - во взвешенном полуреальном состоянии, наподобие обессилевшего при дневном свете вампира. Появление Людмилы и одновременный ликующий визг поспешно слезающей со стула ей навстречу Оксаны подняли меня.

 





Сергей Семёнов, 2016

Сертификат Поэзия.ру: серия 1529 № 118205 от 17.02.2016

1 | 0 | 1342 | 17.04.2024. 01:52:58

Произведение оценили (+): ["Нина Матвеева-Пучкова"]

Произведение оценили (-): []


Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.