Детская литература

Дата: 29-11-2015 | 19:03:53

Я использую понятие “Детская литература”, имея в виду разные его грани. Во- первых, это собственно “детская литература”, то есть произведения о детях (или детёнышах), в  которых явственно детское мировосприятие. Во- вторых, ребёнок (или детёныш) одинаково может быть субъектом или объектом сюжета. А сам сюжет строится с помощью особого языка художественной образности. В-третьих, в понятие “детская литература” входит так называемый "круг чтения". Это произведения, не всегда  написанные специально для детей, но охотно читаемы детьми и любимы ими.
Феномен Детской литературы сформировался в первые послереволюционные годы.
М.Горький, сам не писавший для детей, понимал значение детской литературы в формировании , просвещении и воспитании “человека будущего”. Им было создано
издательство “Детская литература” (Оно помещалось на Невском проспекте, в
здании, увенчанном Глобусом. Неплохой символ!). Редакцию во главе с главным
редактором С. Я. Маршаком составили подвижники детской литературы. Они были не только поэтами, но и теоретиками детской литературы. Так, К.И. Чуковский разработал так называемые 9 правил для тех, кто писал для детей. Интерпретация этих правил суть
моего обращения к поэтам, которые хотели бы писать для детей. Итак, первое. Детская литература, независимо от возраста её адресата, это ХУДОЖЕСТВЕННАЯ литература. Со своими образными средствами, со своим языком. Отсюда же вытекает и второе требование детская литература должна быть АДРЕСНОЙ. Детство это довольно длинный период до 16 ти лет. Не может не меняться язык произведений, адресованных двухлетнему или 8 - 10 летнему.
Самым креативным возрастом К.Чуковский считает “от двух до пяти” (так названа его
книга наблюдений и исследований. В этом возрасте, считает К.Чуковский, ребёнок
выступает СОЗИДАТЕЛЕМ: фантазёром, рассказчиком, поэтом, редактором ( причём
редактором собственного творчества), слушателем и читателем. Он создаёт собственную Вселенную и населяет её им придуманными персонажами. К. Чуковский говорит о необходимости создания психологически комфортной для ребёнка атмосферы: “все дети от двух до пяти верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспрерывного счастья…” Детская литература по сути своей оптимистична.
Наблюдения К. Чуковского показывают, что к 8 ми годам ребёнок начинает утрачивать
присущее ему прежде поэтическое видение мира. И снова литература должна прийти
на помощь ребёнку. С одной стороны, она может вооружить его более адекватным представлением о мире. С другой - внушить ему мысль, что он НЕ ОДИНОК в этом мире. Именно такой вывод, мы помним, сделал Алёша Пешков, пристрастившийся к
чтению литературы.
Мы переходим к понятию “круг чтения”, органически дополняющему Детскую
литературу.. Литература, создаваемая всеми народами на протяжении многих веков,
литература, создаваемая усилиями писателей современников, - вот что составляет круг чтения. С благодарностью вспоминаем усилия редакции Детская литература, которая
приглашала “бывалых людей”, людей, умеющих увлекательно и интересно рассказать
о секретах мастерства, значимых событиях прошлого и настоящего, без умиления и
сюсюканья, в стихах и прозе. Редакция Детской литературы сумела сплотить огромный коллектив авторов, поэтов и прозаиков, пишущих для детей, художников - иллюстраторов,
критиков и литературоведов. Несколько слов об использовании изобразительных художественных средств в стихах для детей. Они, в особенности на первых порах знакомства с ними, стихи ЗВУЧАЩИЕ. Огромное значение приобретают те средства выразительности, которые делают это звучание слышимым и значимым. Рифма, таким образом, становится носителем не только ритма, но и смысла. Она не обязательно должна быть точной, но обязательно привлекательной. Предметы внешнего и внутреннего мира должны характеризоваться не описательно или приблизительно, а более точно, Так формулирует К.Чуковский требования к выбору слов и выражений, настаивая на умении ограничивать себя в выборе слов, прежде всего прилагательных (эпитетов). Мне представляется важным напоминание о том, что стихотворение не должно быть затянутым, а развитие сюжета должно быть  более динамичным. Вот почему я пользуюсь понятием МИНИАТЮРА, говоря о стихах для детей. Миниатюра не значит обязательно маленькое стихотворение. 16 или даже 20 строк - это тоже может быть миниатюра. Здесь вана не собственно длина, сколько плотность и выразительность сказанного. Ни одного неработающего слова! Ни одного образа или картины, не работающей на общий сюжет, на общую идею, на общий пафос!

Знакомство с правилами, с требованиями необходимое основание для будущего успеха.
Успехов всем, сюда входящим!


Ася Сапир




Ася Сапир, 2015

Сертификат Поэзия.ру: серия 1153 № 116330 от 29.11.2015

0 | 0 | 1174 | 24.04.2024. 19:21:43

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.