Александр Питиримов: Литературщина в хорошем смысле

Александр Питиримов – поэт, несколько лет назад эмигрировавший из первопрестольной в Псков, главный редактор литературно-поэтического интернет-журнала Поэзия.ру  http://www.poezia.ru/, издатель сетевого художественного альманаха Тредиаковский.ру  http://www.trediakovsky.ru/ Не так давно ему исполнилось 40 лет. Этому событию было посвящено очередное заседание псковского поэтического клуба «Лира», названное организаторами : как бы в качестве намека на то, что поэту, известному в узких кругах ценителей живого поэтического слова, пора перемещаться в «бумажную лигу». Московский поэт с псковской пропиской ответил на несколько вопросов обозревателя Псковского агентства информации «Перед книгой»


        – Зачем ты пишешь стихи? Что это за потребность? Ведь человек может прекрасно обходиться и без сочинения стихов. 
        – Это как-то спонтанно происходит. Когда получаешь какую-то информацию, читаешь, на одну тему, скажем, старая Москва, и возникает импульс к сочинению стихов. Вот сегодня почему-то никто не спросил у меня: «А над чем Вы сейчас работаете?». А на самом деле я сейчас читаю всё, что касается истории Пскова, и у меня рождаются какие-то образы. Но не те, которые волнуют большинство местных поэтов: княгиня Ольга, Кремль и т. д. и т. п., а волнует Псков времён фашистской оккупации. Написано об этом очень мало. Приходится собирать материал буквально по крупицам. Но думаю, что я уже созрел для того, чтобы это вылилось в поэму небольшую или в новеллу.
        – Переезд в Псков как-то повлиял на твоё поэтическое мышление? 
        – Не знаю. Я комфортно чувствовал себя в Москве. Вполне комфортно в Пскове. При том, что в Москве, что в Пскове я писал на петербургские темы. И это никак не связано с местом проживания. Скажем, «Чиновник Двуочёчников скончался», чисто петербургский текст, написан здесь, в Пскове. А до этого была петербургская по теме поэма «Аничков мост», она сочинялась в Москве. То есть особых привязок к местности нет. Вот если сейчас напишу о Пскове времён оккупации, то можно будет сказать: да, эти стихи рождены Псковом. Потому что прежде я об оккупации ничего не знал, и темы этой не касался.
        – Нет, я немножко другое имел в виду. Может, ты меня не совсем правильно понял. Ты – поэт-интеллектуал. Твоя поэзия книжная, умозрительная... 
        – Типа литературщина в хорошем смысле слова.
        – Ну, да. А я всё больше про гения места намекаю, про выразителей некоего духа, разлитого по местности и влияющего на мышление поэта. 
        – Я стремлюсь к тому, чтобы мои стихи было по крайней мере интересно читать. В последнее время много внимания уделяю форме. Звукопись, аллитерация. Поэзия для меня не то, что идёт от сердца, или навеяно – ах! – сверху. Такие стихи, конечно, тоже есть, мимоходные, но я, как правило, их не публикую. А то, что я сейчас читал тут, это стихи, над которыми я долго работал. Не постесняюсь этого слова.
        – «Герой труда»? Так Марина Цветаева назвала своё эссе о Валерии Брюсове. Не «орган для извлечения звука», как определил Максим Горький Есенина, а «поэт культуры»? 
        – Со стороны виднее. Я далёк от каких-то литературоведческих классификаций и всегда стесняюсь признаться, что по образованию я не литератор. Хотя труды стиховедческие усердно штудировал. У меня юридическое образование. Возглавляю казённое учреждение. Однако к чиновникам себя я никогда не относил. Ну, какой из меня чиновник? Скажем так: я скорей технарь, который пишет стихи. Поэзия – это образность, звукопись, преобразование языка.
        – Ни в коем случае не миссия? Но и не хобби? Не развлечение? 
        – Нет, это работа.
        – Тогда ради чего? С трудом представляю себе человека, который сядет и начнёт просто так, от нечего делать, работать над стихом. 
        – Я много читаю исторической литературы, и в какой-то момент у меня возникает желание осмыслить прочитанное в поэтической форме.
        – А редакторская деятельность? Сайт «Поэзия.ру», альманах «Тредиаковский»? 
        – «Тредиаковский» – это попытка выцеплять из потока истории забытые имена. Даже, может быть, не столько забытые, сколько перевёрнутые. Те имена, о которых у нас сложилось часто ошибочное, извращённое мнение. Что касается сайта «Поэзия.ру», то это сайт не мой. У сайта есть владелец, Леонид Малкин, он живёт в Москве, а я ему просто помогаю в должности главного редактора. На безвозмездных началах. «Поэзия.ру», в отличие от многих других сайтов типа «Стихи.ру», «Рифма.ру» и так далее, – сайт со свободной публикацией, когда автор сам публикует тексты, а с другой стороны, на входе, при регистрации, существует жёсткий отбор авторов. Членство в Союзе писателей России, понятно, ничего здесь не гарантирует.
        – Реакция читателя тебе интересна? 
        – Интересна, всегда интересна, чего лукавить? Из-за этого я работаю над текстами долго, часто переделываю. Много исправляю. Готовишь, допустим, стихи к републикации, какие-то старые вещи, и до трети их переписываешь.
        – Прямо как Андрей Белый. 
        – Это было бы интересно: проследить судьбу стихотворения от книги к книге. Но поскольку у меня печатных книг нет, мне трудно сейчас судить, насколько стихи изменились. Но если я вдруг что-то издам на бумаге, это будет уже истина в последней инстанции, тексты, не подлежащие редактуре.
        – Твой творческий вечер назвали «Перед книгой». Ты сам-то никогда не думал об издании своих стихов отдельной бумажной книжкой? 
        – Нет. Я считаю, что сейчас сложилась такая ситуация, когда фактически издателем выступает сам автор. При этом издательство выкладывает тебе на гора весь тираж, и делай с ним, что хочешь. И тираж лежит у тебя под диваном и пылится. В лучшем случае ты экземпляров сто раздаришь друзьям и знакомым. Издание книжки на бумаге – бесполезная трата сил. И денег. Напечатать одну книжку вроде альманаха «Скобари» в Псковской областной типографии стоит 70 тысяч рублей. А я не богат. Это нужно обладать каким-то очень и очень обострённым самолюбием, чтобы не пожалеть всего, что заработано непосильным трудом и «вбухать» в книжку, которая потешит твоё самолюбие недели две, ну, прочтёшь её на предмет выискивания опечаток, и всё. А потом она будет валяться под диваном немым укором.



Беседовал Александр Донецкий 


Источник 
Журналист и писатель Александр Донецкий (1971) известен псковичам по многолетней работе на Псковской Ленте Новостей, ГТРК «Псков», газетах «Московский комсомолец» в Пскове и Великих Луках» и «Курьер».
Обладатель престижной премии «СеЗаМ»; Всероссийской премии в области общественно-политической журналистики «Власть № 4» в номинации «Лучший обозреватель по социальной тематике». Кандидат филологических наук.

У произведения нет ни одного комментария, вы можете стать первым!