Простые стихи

Дата: 22-05-2014 | 01:28:00

        Польский юморист Ежи Виттлин в своем наставлении «Как писать стихи» предложил начинающим авторам выбрать одну из трех возможных поэтических ипостасей «в зависимости от того, в какой из них» те хотели бы «предстать перед будущими поклонниками»: а) поэта понятного; б) поэта непонятного; в) поэта, пишущего для детей. Поскольку детский поэт по определению не может быть непонятным, то применительно к заявленной теме выбор сокращается на треть.
        Американский поэт Роберт Фрост, размышляя примерно о том же, соорудил четыре способа писать стихи: просто о простом, просто о сложном, сложно о простом и сложно о сложном. Сам он, по его словам, предпочитал сочинять стихи попросту.
        Что же такое простые стихи? Скажу коротко и, надеюсь, ясно: простыми я называю стихи, написанные доступным для широких масс языком, рассказывающие о понятных для всех без исключения вещах и западающие в память сами собой. Все это не критерии, могут мне возразить, и будут правы. Но я все-таки склонен ориентироваться на обычных читателей, нежели на квалифицированных (в лице поэтов с филологами), привыкших наводить тень на плетень.
        Отсюда — тезис с антитезисом и анализ с синтезом: как бы ни был велик поэт, в памяти потомков он, если повезет, останется исключительно благодаря простым (понятным) стихам. Более того, если поэт известен сочинением исключительно сложных стихов, великим ему не стать. Имею в виду не средства массовой информации, штампующие гениев со скоростью все возрастающего рейтинга, и не писательскую среду. «И долго буду тем любезен я народу...» (курсив и полужирный курсив мои — Ю.Л.).
        Практически все стихи, которые мы подвергаем цитации по памяти, — суть простые. И это неслучайно. Вся наша жизнь пропитана ими — с младенческого возраста до самой смерти. Это — колыбельные, народные и застольные песни, детские стихи, пословицы, поговорки и крылатые выражения в рифму, песни и романсы профессиональных авторов, авторские песни, шуточные стихи и эпиграммы, стихотворные афоризмы, стихи о любви и пр. Помимо всего прочего, это еще и короткие стихи, что естественным образом облегчает их запоминание.
        Если в нас и возникает тяга к сложным стихам, то это, видимо, благодаря собственному сочинительству, то есть своего рода аномалии. С другой стороны, стремление поэта изъясняться сложно и витиевато, игнорируя возможность выразиться просто и понятно, и есть в определенном смысле отклонение от нормы.
        Пример из Бродского. Возможно, строки:

        Победа Мондриана. За стеклом —
        пир кубатуры. Воздух или выпит
        под девяносто градусов углом,
        иль щедро залит в параллелепипед, —

будут погениальнее, чем:

        Как хорошо, что некого винить,
        как хорошо, что ты никем не связан,
        как хорошо, что до смерти любить
        тебя никто на свете не обязан, —

однако запоминаются — раз и навсегда — именно вторые, а не первые. Ибо написаны доступным русским языком и повествуют о самых простых и понятных вещах (о любви). И будущие поколения читателей помнить будут тоже вторые, нравится это кому-то или нет.
        Разговор о простоте сложных и о сложности простых стихов оставляю за рамками настоящего текста.

        10 февраля 2011 — 22 мая 2014

Тема: Re: Простые стихи (Юрий Лифшиц)

Автор: Анатолий Одинцов

Дата: 22-05-2014 | 06:23:34

Простые и доходчивые стихи - это хорошо. Но как же тогда быть с определением(не помню, чьим), что в стихах должна быть загадка. Что читатель сам может додумывать, что имел ввиду автор, включать воображение. А то привыкли, что им всё разжуют и в рот положат. И даже разжёванное, бывает, проглатывают с трудом. А мозги-то для чего?

И ещё - есть версия, что писать просто и понятно сложнее, чем "мудрёно". Может, поэтому столько развелось всякого постмодернизма, метаметафоризма, и прочее, что писать по простому эти поэты не могут. Да и пишут они, может быть, не для обычного читателя, а для таких же поэтов и критиков. Слова ради слов.

Тема: Re: Простые стихи (Юрий Лифшиц)

Автор: Виктор Брюховецкий

Дата: 22-05-2014 | 10:22:28

Однажды мне пришлось разговаривать с одним, ну, явно, метаметаформистом. И я по наивности своей (не такой уж и наивной) спросил : как Вы это все собираете в кучу, ведь ни с какой стороны не подъехать, ничего не понять, и, главное, ничего не запомнить. Он ответил просто -- не могу удержать в стихотворении сюжетную линию, а без сюжета (даже самого простенького) стих уходит куда-то туда. Вот-вот. Именно туда, где сначала интересно, а потом невыносимо. Какой-то пинг-понг, голова откручивается, если попытаться отследить.
Один мой знакомый это называет "бесовщиной".
Лично я такие стихи стараюсь обходить -- они манят, но уж больно разочаровывают...
Нутром чувствую, что это убивает отечественную (русскую) литературу. Так все просто, ха-ха и ты член СП России... А это уже звучит... Еще бы...

С уважением.