"Непризнанный гений"

Дата: 13-09-2013 | 17:43:25

А.

Вот и подумай, подставить другую иль нет
щёку, коль первой досталось, – пылает, вот сучка! –
старый болтун, отщепенец, изгой, диссидент,
кем только не был ты в жизни, поэт-самоучка.
Жалко тебя! Жизнь растратил на игры в слова.
Всё проклинаешь цензуру, интриги, запреты.
и проплывает седая твоя голова
мимо окна, где шумят молодые поэты.
Ты – их кумир! Ты страдалец за веру почти.
Так, если время и память не выкинут штуку:
встань и, нахмурясь, последние вирши прочти.
Я б и сейчас ввёл цензуру на серость и скуку!
Им, молодым, невозможно сейчас объяснить,
что, хоть тогда проявлялась в стихах твоих фронда,
но не талант для тебя – путеводная нить,
самое главное – пропуск в кормушки литфонда.
Всё ты успел: издавался, скандалил, кутил,
глупость властей осуждал (ну, скажите на милость!),
в общем, порядочно воду вокруг помутил,
только с любовью читательской не получилось.
Кличка «Непризнанный гений!» – как должность почти,
прошлое хаешь! – да это сегодня не смелость.
Встань и, нахмурясь, последние вирши прочти!
Я б и сейчас ввёл цензуру на скуку и серость!..




Вячеслав Егиазаров, 2013

Сертификат Поэзия.ру: серия 1417 № 100993 от 13.09.2013

0 | 8 | 2703 | 29.03.2024. 00:23:31

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Жизнь растратил на игры в слова...

Ей-бо, лучше уж так, чем попусту.

Успехов!

Вячеслав!
Если это стихотворение действительно о Твардовском, то это свидетельство абсолютного незнания предмета (как творчества самого поэта, так и деятельности его на посту редактора журнала "Новый мир" на протяжении почти 16 лет), это и прямая клевета на Твардовского (имею в виду намёк на Лит. фонд, который был "кормушкой", или пребывание за границей. Если же говорить о таких оценках, как "непризнанный гений" и "растратил жизнь на игру в слова", то это не просто клевета, а напоминает ситуацию Слона и Моськи. Интересно всё же, какие произведения поэта "игра в слова". Может поэмы "Василий Тёркин" или "Тёркин на том свете"? Может, поэма "По праву памяти"? Может последние лирические циклы "Слово о словах" или цикл, посвящённый памяти матери? Да-а...
Стихотворение вполне тянет на "единицу" и по чисто стиховым "достоинствам" (фон да - Литфонда, "клеймил коммуняк произвол всё" - "любовью читателей не обзавёлся". Ради этой сомнительной рифмы сказана явная ложь. Примеры можно множить.

Стылно не знать истинного прошлого своей литературы. Ещё стыднее питаться слухами.
А.Сапир.

Вячеслав, я не большой поклонник поэзии Твардовского, но
человек, почти в одиночку борящийся с всей этой редакторскрй шатией, со всеми этими Гертрудами (Героями Соцтруда), не может не вызывать почтения. Да еще в эпоху царствования самодуров и бывших палачей.
Но когда-то злой и талантливый Наум Коржавин "припечатал" К.М. Симонова такой эпиграммой:

Вам всегда оставаться хочется
Либералом среди красносотенцев.
Ваше место на этом свете
Точный образ определит:
Вы — лучина. Во тьме она светит,
А при свете она чадит.


Если бы я счел, что Вы имеете ввиду АТТ, я бы сразу присоединился к Марку. Всех благ!

Вячеслав, не обращайте внимания на весь этот сыр-бор. Пусть лучше свои стихи публикуют, ими доказывают свое превосходство над Вами. А критика играет, между прочим, полезную роль. Мне кажется, что в количестве написанных стихов Ваши оппоненты менее сильны, чем Вы. Просто они лишний раз обращают на Вас внимание и позволяют нормальным людям сделать нормальные выводы.
Держитесь!
Гретхен.

Вячеслав, сначало по делу:

"Я и сейчас ввёл цензуру б на серость и скуку"

Мне кажется лучше переставить "б" -

Я б и сейчас ввёл цензуру на серость и скуку!

"щёку, коль первой досталось, – пылает, как сучка" - полагаю, что сучка пылает только при случке, а тут явно ситуация иная.
Вместо сучки м.б. тяжёленька ручка или что-то подобное.

"поэт-самоучка" - если это упрёк, то он и к Пушкину, Лермонтову и.т.д.


и не по делу:

Если посвящение вызывает столько кривотолков, то м.б. сократить его до одной буквы?

"Не переходите на личности и сохраните свою"
простите, афоризмнулось
:)




Прочитала один раз. Прочитала вновь - после шумов-боев...
И все не могу отделаться от ощущения, что посвящение (А, Б, Я - не суть важно) липовое. Что оно мешает.

Лейтмотив и основная (звонкая такая) мысль стихотворения -

"Встань и, нахмурясь, последние вирши прочти!
Я б и сейчас ввёл цензуру на скуку и серость!.."

не имеет никакого смысла, если это обращение к другому лицу.
Стихотворение можно считать отличным/удачным лишь в том случае, если это монолог перед зеркалом, если это саморазоблачение, взгляд на себя юного глазами умудренного... Не знаю, насколько верно я почувствовала настрой.

Но ни обличительной эпиграммы, ни нотаций-поучений в адрес живых/умерших, признанных/непризнанных я не вижу. При обличении/поучении - ну какой смысл в призыве "Встань и прочти! Я б ввел цензуру...". А непризнанный гений, услышав, так прям встал и побежал читать - велено мол, цензура-с:))) Ага-ага...


PS "Цензура на серость" это, канешна, красивый оборот. Только непонятны границы цензуры: 50 оттенков серого запретить? 250 оттенков? Или всю черно-белую графику и фотографию? Обожаю серый цвет, т.к. он дается только мастерам. Ярких красок наляпать может и бездарь, работать серым и создать шедевр только мастер.
Вы нас что, без талантов хотите оставить, г-н Цензор (чуть не написала "Великий инквизитор")?

"Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и -- выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству;
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался -- слезы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию..."
А.С. Пушкин

Вячеслав, на мой взгляд, Вы попали в десятку (в том смысле, что точно в центр "мишени").
Проблема как тогда так и сейчас реальна, правда в наше время менее актуальна,-
«признанных гениев» по пальцам можно пересчитать , да и бюджет литфонда заметно похудел.
Правда частенько видя звучное,-«ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ» и блеклые маловразумительные стишата,
написанные этим членом , явно не соответствующие отпиаренной автором потенции, я раньше впадал в легкий ступор но со временем эта психогенная реакция меня оставила в покое :)…
А вот в цензуре необходимости нет,- сегодня даже серьезную лирику не читают, не на бумаге, не в сети, а графоманская хрень «заваренной каши» уже не испортит.
Что поделаешь,- таков дух нынешнего времени.


С уважением.

Максим.