Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 10-01-2018 00:32:20

А ведь живы ещё те, немногие, кто присутствовал на борисовом "катакомбном"  юбилее, незадолго до его, уже предрешённого "инстанциями", исключения из Союза советских писателей.

И - подумать только - нашему "старцу Борису"  исполнилось тогда - 50! Всего-то... 

Он наотрез отказался от ответной благодарственной речи, бормотнув застенчиво: "не обучен я речи говорить, лучше я стихи вам почитаю, можно?..."

Уважим, - и послушаем, - юбиляра.


* * *

Кончусь, останусь жив ли, —
чем зарастет провал?
В Игоревом Путивле
выгорела трава.

Школьные коридоры —
тихие, не звенят…
Красные помидоры
кушайте без меня.

Как я дожил до прозы
с горькою головой?
Вечером на допросы
водит меня конвой.

Лестницы, коридоры,
хитрые письмена…
Красные помидоры
кушайте без меня.


1946

Тарас


От стихов безликих ум зашел за разум,
а поэта жребий темен и тяжел.
Я призванье наше меряю Тарасом,
справедливей меры в мире не нашел.

Из тюрьмы Лубянской, из тенет застенка
возносили дух мой Гете и Бодлер,
только самый кровный был один Шевченко —
мне огонь и посох, образ и пример.

Над хромым шедевром млея от восторга,
парой парадоксов кто не козырял?
Ну, а ноздри жгло вам воздухом Востока,
а тюрьмою был вам душный Кос-Арал?

А плетьми вас драли панские сатрапы,
а случалось много ль в детстве голодать?
А за край свой ридный, за поля, за травы
на распятье душу сможете отдать?

Рифмачей продажных, Господи, отринь их!
Я ж воочью знаю, сам изведал встарь,
как в селянских хатах, в заповедных скрынях
с Библией хранился дедовский «Кобзарь».

В небе Украины шапки его клочья,
горем всех народов волос побелен.
Не поэт в крылатке, а холопский хлопчик
мыкался по свету вечным бобылем.

И, бунтарским духом высветлен и тепел,
над примолкшим станом хряков и проныр
в землю врос корнями, как могучий тополь,
молнии возмездья с неба обронил.

Тысячи вельможных шишек и каналий —
царь и шаромыжник, пентюх и фискал —
за прямую правду гения гоняли
по тюремным дырам, по сухим пескам.

Но не дался тлену, ни душевной травме —
в оттепели звонкой, в свежести лесной
с марта и до мая, с березня до травня
шествует Шевченко грянувшей весной.

Судится мятежно с панством окаянным,
словом путеводным побеждает тьму,
и народ рабочий аж за океаном
кланяется земно батьку своему.

Время — гордым думам, время — добрым чувствам
воплощаться в дело, праздником дарясь.
Поплывем, громада, морем Кременчугским
до горы Чернечей, где лежит Тарас.

Светом его сердца вся земля повита,
жаром его мысли мир весь озарен,
слышат все народы строфы «Заповита»,
головы склоняя перед Кобзарем.

<1964,  1990-е>

* * *


С Украиной в крови я живу на земле Украины,
и, хоть русским зовусь, потому что по-русски пишу,
на лугах доброты, что ее тополями хранимы,
место есть моему шалашу.

Что мне север с тайгой, что мне юг с наготою нагорий?
Помолюсь облакам, чтобы дождик прошел полосой.
Одуванчик мне брат, а еще молочай и цикорий,
сердце радо ромашке простой.

На исходе тропы, в чернокнижье болот проторенной,
древокрылое диво увидеть очам довелось:
Богом по лугу плыл, окрыленный могучей короной,
впопыхах не осознанный лось.

А когда, утомленный, просил: приласкай и порадуй,
обнимала зарей, и к ногам простирала пруды,
и ложилась травой, и дарила блаженной прохладой
от источника Сковороды.

Вся б история наша сложилась мудрей и бескровней,
если б город престольный, лучась красотой и добром,
не на севере хмуром возвел золоченые кровли,
а над вольным и щедрым Днепром.

О земля Кобзаря, я в закате твоем, как в оправе,
с тополиных страниц на степную полынь обронен.
Пойте всю мою ночь, пойте весело, пойте о славе,
соловьи запорожских времен.

1973

Московская ода


Ах, Москва ты Москва — золота голова!
Я, расколов твоих темноту раскумекав,
по погубленным храмам твоим горевал
вместе с тысячью прочих жидов и чучмеков.

Мои ночи в сиянье твоих вечеров,
и московский снежок холодит мои веки,
искаженный твой облик целую в чело,
в твое красное с белым влюбляюсь навеки.

Мне святыни твои — как больному бальзам,
но согласья духовного нет между нами, —
поделом тебе срам, что не веришь слезам
и пророков своих побиваешь камнями.

Ты, со злой татарвой не боясь кумовства,
только силой сильна да могуча минутой,
русской вольности веси, ворюга, Москва,
прибирала к рукам с Калитой да с Малютой.

Ты на празднества лжи созывала детей,
оглашая полсвета малиновым звоном,
но в пределах твоих, но по воле твоей
с целым миром досель непривычно родство нам.

Отлетевший твой дух долго жить приказал,
да не хочется жить, как посмотришь на лица, —
у Василья Блаженного нет прихожан,
а в церквях  на крови и негоже молиться…

Не один изувеченной вечности клад
ты хранишь, зажигая огни городские,
но тебе все равно, что твой брат Ленинград
быть давно перестал тем, что был у России.

Ты родне деревенской в куске отказав,
шлешь проклятья и кары взывающим музам,
и тебе все равно, что Рязань и Казань
спозаранку твоим обжираемы пузом…

Свои лучшие думы я выстрадал здесь,
здесь я дружбу обрел, сочинитель элегий,
но противна душе чернорусская спесь,
и не терпит душа никаких привилегий.

Я полжизни отдам за московские дни,
хоть вовек не сочту, сколько было их кряду, —
но у красной стены чутко спят кистени
и скучают во сне по Охотному ряду.

Стыдно в ступе толочь мутны воды пестом,
стыдно новой порой да за старую песню ж, —
образумься, родная, трудом да постом,
и, пока не покаешься, да не воскреснешь.

1987








Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Владимир Прокопенко

Дата: 11-01-2018 | 18:43:57



А вот ещё:


"Покамест есть охота,
покуда есть друзья,
давайте делать что-то,
иначе жить нельзя.
Ни смысла и ни лада,
и дни как решето, —
и что-то делать надо,
хоть неизвестно что.
Ведь срок летуч и краток,
вся жизнь — в одной горсти, —
так надобно ж в порядок
хоть душу привести.
Давайте что-то делать,
чтоб духу не пропасть,
чтоб не глумилась челядь
и не кичилась власть.
Никто из нас не рыцарь,
не праведник челом,
но можно ли мириться
с неправдою и злом?
Давайте делать что-то
и, черт нас подери,
поставим Дон Кихота
уму в поводыри.
Пусть наша плоть недужна
и безысходна тьма,
но что-то делать нужно,
чтоб не сойти с ума.
Уже и то отрада
у запертых ворот,
что все, чего не надо,
известно наперед.
Решай скорее, кто ты,
на чьей ты стороне, —
обрыдли анекдоты
с похмельем наравне.
Давайте что-то делать,
опомнимся потом, —
стихи мои и те вот
об этом об одном.
За Божий свет в ответе
мы все вину несем.
Неужто все на свете
окончится на сем?
Давайте ж делать то, что
Господь душе велел,
чтоб ей не стало тошно
от наших горьких дел!»

                             1979


Тема: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 12-01-2018 | 03:00:37

* * *


Я плачу о душе, и стыдно мне, и голо,
и свет во мне скорбит о поздней той поре,
как за моим столом сидел, смеясь, Мыкола
и тихо говорил о попранном добре.

Он — чистое дитя, и вы его не троньте,
перед его костром мы все дерьмо и прах.
Он жизни наши спас и кровь пролил на фронте,
он нашу честь спасет в собачьих лагерях.

На сердце у него ни пролежней, ни пятен,
а нам считать рубли да буркать взаперти.
Да будет проклят мир, где мы долгов не платим.
Остановите век — и дайте мне сойти.

Не дьявол и не рок, а все мы виноваты,
что в семени у нас — когда б хоть гордый! — чад.
И перед чванством лжи молчат лауреаты —
и физики молчат, и лирики молчат.

Чего бояться им — увенчанным и сытым?
А вот поди ж, молчат, как суслики в норе, —
а в памяти моей, смеющийся, сидит он
и с болью говорит о попранном добре…

Нам только б жизнь прожить, нам только б
скорость выжать,
нам только б сон заспать об ангельском крыле —
и некому узнать и некому услышать
мальчишку, что кричит о голом короле.

И Бога пережил — без веры и без таин,
без кроны и корней — предавший дар и род,
по имени — Иван, по кличке — Ванька-Каин,
великий — и святой — и праведный народ.

Я рад бы все принять и жить в ладу со всеми,
да с ложью круговой душе не по пути.
О, кто там у руля, остановите время,
остановите мир и дайте мне сойти.


<1977—1978>

Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Илья Рубинштейн

Дата: 12-01-2018 | 12:36:31

Посмертная благодарность А.А. Галичу


 Чем сердцу русскому утешиться?
Кому печаль свою расскажем?
Мы все рабы в своем отечестве,
но с революционным стажем.

Во лжи и страхе как ни бейся я,
а никуда от них не денусь.
Спасибо, русская поэзия:
ты не покинула в беде нас.

В разгар всемирного угарища,
когда в стране царили рыла,
нам песни Александра Галича
пора абсурдная дарила.

Теперь, у сердца бесконвойного
став одесную и ошую,
нам говорят друзья покойного,
что он украл судьбу чужую.

Я мало знал его, и с вами я
о сем предмете не толкую —
но надо ж Божие призвание,
чтоб выбрать именно такую!

Возможно ли по воле случая,
испив испуг смерторежимца,
послав к чертям благополучие,
на подвиг певческий решиться?

Не знаю впредь, предам ли, струшу ли:
страна у нас передовая, —
но как мы песни эти слушали,
из уст в уста передавая!

Как их боялись — вот какая вещь —
врали, хапужники, невежды!
Спасибо, Александр Аркадьевич,
от нашей выжившей надежды.


1988

Тема: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 12-01-2018 | 18:33:47

Пастернаку


Твой лоб, как у статуи, бел,
и взорваны брови.
Я весь помещаюсь в тебе,
как Врубель в Рублеве.

И сетую, слез не тая,
охаянным эхом,
и плачу, как мальчик, что я
к тебе не приехал.

И плачу, как мальчик, навзрыд
о зримой утрате,
что ты, у трех сосен зарыт,
не тронешь тетради.

Ни в тот и ни в этот приход
мудрец и ребенок
уже никогда не прочтет
моих обреченных…

А ты устремляешься вдаль
и смотришь на ивы,
как девушка и как вода
любим и наивен.

И меришь, и вяжешь навек
веселым обетом:
— Не может быть злой человек
хорошим поэтом…

Я стих твой пешком исходил,
ни капли не косвен,
храня фотоснимок один,
где ты с Маяковским,

где вдоволь у вас про запас
тревог и попоек.
Смотрю поминутно на вас,
люблю вас обоих.

О, скажет ли кто, отчего
случается часто:
чей дух от рожденья червон,
тех участь несчастна?

Ужели проныра и дуб
эпохе угоден,
а мы у друзей на виду
из жизни уходим.

Уходим о зимней поре,
не кончив похода…
Какая пора на дворе,
какая погода!..

Обстала, свистя и слепя,
стеклянная слякоть.
Как холодно нам без тебя
смеяться и плакать.

<1962>


Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 18-01-2018 | 13:24:42

Чичибабина помним и чтим, а почему Мастер Евгений стихи на сайте не размещает? Политика?

Тема: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 19-01-2018 | 04:09:30

Видите ли, Сергей, Мастер Евгений - с юных лет - отучил себя от дурного стремления: быть в центре внимания на чужих свадьбах, и, уж тем паче, - на чужих похоронах... 

Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов...  

"А нам - своє робити..."

...Да и молод он, откровенно говоря, - пока ещё, - непозволительно.

Даст Бог, - младшие друзья и ученики - отыщут, среди печатного хлама, пять-семь-десять относительно пристойных текстов,  и благодарно опубликуют их, - к его нескорому посмертному 95-ти летию. 

Возможно, даже, что и на ПРу.

А пока, послушаем, - как он нас и просил, -  истинного юбиляра, Бориса Алексеевича.



Искусство поэзии


А. Вернику

Во имя доброты — и больше ни во чье,
во имя добрых тайн и царственного лада, —
а больше ничего Поэзии не надо,
а впрочем, пусть о том печется дурачье.

У прозы есть предел. Не глух я и не слеп
и чту ее раскат и заревую залежь,
но лишь одной душе — поэзия одна лишь
и лишь ее дары — всего насущный хлеб.

Дерзаешь ли целить гражданственный недуг,
поешь ли хрупких зорь престольные капризы
в текучем храме рек, — все это только ризы,
и горе, если в них не веет горний дух.

Как выбрать мед тоски из сатанинских сот
и ярость правоты из кротости Сократа,
разговорить звезду и на ладошку брата
свести ее озноб с михайловских высот?

Когда, и для чего, и кем в нас заронен
дух внемлющей любви, дух стройности певучей?
Вся Африка — лишь сад возвышенных созвучий,
где рук не сводят с арф Давид и Соломон.

Прислушайся ж, мой брат, к сокрытой глубине,
пойми ее напев и облеки в глаголы.
Есть в мире мастера, течения и школы,
и все ж в них меньше чар, чем в хлебе и вине.

На ветрище времен обтреплется наряд,
и, если суть бедна, куда мы срам свой денем?
Не жалуйся на жизнь. Вся боль ее и темень —
ничто в сравненье с тем, что музы нам дарят.

Когда ж из бездны зол взойдет твой званый час
из скудости и лжи, негадан и неведом,
да возлетит твой стих, светясь глубинным светом,
и не прельстится ум соблазном выкрутас.

Прозаик волен жить меж страхов и сует,
кумекать о добре и в рот смотреть кумиру, —
а нам любовь и гнев настраивают лиру.
Всяк день казним Иисус. И брат ему — Поэт.

Лишь избранных кресту Поэзия поит.
Так скорби не унизь до стона попрошаек
и, если мнишь, что ты беднее, чем прозаик,
отважься перечесть Тарасов ЗАПОВІТ.

1978


* * *


Между печалью и ничем
мы выбрали печаль.
И спросит кто-нибудь «зачем?»,
а кто-то скажет «жаль».

И то ли чернь, а то ли знать,
смеясь, махнет рукой.
А нам не время объяснять
и думать про покой.

Нас в мире горсть на сотни лет,
на тысячу земель,
и в нас не меркнет горний свет,
не сякнет Божий хмель.

Нам — как дышать, — приняв печать
гонений и разлук, —
огнем на искру отвечать
и музыкой — на звук.

И обреченностью кресту,
и горечью питья
мы искупаем суету
и грубость бытия.

Мы оставляем души здесь,
чтоб некогда Господь
простил нам творческую спесь
и ропщущую плоть.

И нам идти, идти, идти,
пока стучат сердца,
и знать, что нету у пути
ни меры, ни конца.

Когда к нам ангелы прильнут,
лаская тишиной,
мы лишь на несколько минут
забудемся душой.

И снова — за листы поэм,
за кисти, за рояль, —
между печалью и ничем
избравшие печаль.

1977


Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 19-01-2018 | 20:58:39

Вдова Бориса Алексеевича, Лилия Карась-Чичибабина,  разместила к его 95-летию поэта на своей странице в фб  статью https://nahnews.org/999890-andrei-dmitriev-esli-k-vlasti-prorvutsya-fashisty-ili-smutnoe-vremya-ukra...

Тема: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 20-01-2018 | 05:17:57

Поздравим, - в этой же ветке, - и Лилию Семёновну.

1-го января ей исполнилось 80 лет.

Прекрасный и достойный возраст. 

Имеющий, правда, и некоторые свои,  характерные для него, особенности. 

(Моей маме, к примеру, - 83. Потому, - знаю об этом - не понаслышке.)

Однако же, - от всей души, -  добра и всяческого благополучия Лилии Семёновне, верной подруге и вдове Бориса Алексеевича.

Но, как это и было условлено заранее, здесь, в этой ветке, - только стихи юбиляра. Уважим его волю, и послушаем - его самого.


* * *


Больная черепаха —
ползучая эпоха,
смотри: я — горстка праха,
и разве это плохо?

Я жил на белом свете
и даже был поэтом, —
попавши к миру в сети,
раскаиваюсь в этом.

Давным-давно когда-то
под песни воровские
я в звании солдата
бродяжил по России.

Весь тутошний, как Пушкин
или Василий Теркин,
я слушал клеп кукушкин
и верил птичьим толкам.

Я — жрец лесных религий,
мне труд — одна морока,
по мне, и Петр Великий
не выше скомороха.

Как мало был я добрым
хоть с мамой, хоть с любимой,
за что и бит по ребрам
судьбиной, как дубиной.

В моей дневной одышке,
в моей ночи бессонной
мне вечно снятся вышки
над лагерною зоной.

Не верю в то, что руссы
любили и дерзали.
Одни врали и трусы
живут в моей державе.

В ней от рожденья каждый
железной ложью мечен,
а кто измучен жаждой,
тому напиться нечем.

Вот и моя жаровней
рассыпалась по рощам.
Безлюдно и черно в ней,
как в городе полнощном.

Юродивый, горбатенький,
стучусь по белу свету —
зову народ мой батенькой,
а мне ответа нету.

От вашей лжи и люти
до смерти не избавлен,
не вспоминайте, люди,
что был я Чичибабин.

Уже не быть мне Борькой,
не целоваться с Лилькой,
опохмеляюсь горькой.
Закусываю килькой.

1969


Тема: Re: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 20-01-2018 | 12:44:15

Что такое хамство?

Почему-то все думают, что это ругань, грубость, оскорбление. Но если вспомнить этимологию этого слова?..

 Хамство - это пошлый намек, оброненный вскользь. (Пошлость также многими воспринимается, как что-то скабрезное, однако пошлость - это банальность прежде всего, мышления и поведения.)

 Так вот. Лилию Семеновну мы, безусловно, поздравили, и юбилей любимого поэта тоже отметили, только не здесь под Вашим постом. Поскольку стихи, которые Вы приводите изначально (как и в достопамятном 14-м году, тогда к Вам присоединилась Ильницкая), совершенно неслучайно выбраны и с очевидной целью выставлены.

 Лилия Семеновна в здравом уме и памяти. Ведет активную общественную жизнь, я лично знаю женщин, которым за 80 и они активны и здравомыслящи. Физически м.б. не так сильны, ходят с палкой и пр.

 Ну а о маме Вашей Вы вольны сообщать все что угодно, но это не повод для обобщений.

 А я думаю, доживи Борис Алексеевич до сего часа, он бы не подал руки тем, кто пытается тенденциозно публиковать некоторые его стихотворения, забывая о времени, когда они были написаны и о других его стихах, гораздо выпуклее подчеркивающих его гражданскую и человеческую позицию. Это был честный человек прежде всего.

Впрочем, все сказал автор статьи: "Людям с хорошими лицами часто хотелось присвоить Чичибабина для собственных идеологических нужд. Но он оказывался неудобным для обобщений…"
 Разумеется, все, кому бы он руки не подал (а иным бы и плюнул в лицо), сразу бы сказали, что он спятил, что у него деменция и пр. И сейчас таких примеров много. Съездил Мирзаян на Донбасс - и понеслось… Однако на его семидесятилетие зал ломился. Потому что в отличие от поэтов, крайних индивидуалистов, люди, объединенные авторской песней, очень сплоченны. И даже если они придерживаются разных взглядов, им хватает любви и памяти о десятилетиях творческой дружбы, чтобы не рушить главного.

А здесь после четырнадцатого года - выжженное поле.

И когда Борис Алексеевич писал в 92-м году эти строки:

И днем с огнем во мне гордыни
национальной не найдешь,
но я живу на Украине,
да и зароете в нее ж.

Дал Бог на ней укорениться,
все беды с родиной деля.
У русского и украинца
одна судьба, одна земля… -

  он обращался именно к той части людей, лишенных национальной гордыни.

 

https://www.youtube.com/watch?v=Z_a_u5LQ3AI

 

 Это был человек с обостренной совестью, он не был ни над схваткой, ни внутри, война как известно всегда в сердце человека. Да, как бы пафосно ни звучало, он был трибун.. Он был миротворец. И именно в этом пример его гражданского мужества:

 

* * *
Спокойно днюет и ночует,
кто за собой вины не чует:
он свой своим в своем дому
и не в чем каяться ему.

Он в хоровом негодованье
отверг и мысль о покаянье.
А я и в множестве один,
на мне одном сто тысяч вин.

На мне лежит со дня рожденья
проклятье богоотпаденья,
и что такое русский бунт,
и сколько стоит лиха фунт.

И тучи кровью моросили, —
когда погибло пол-России
в братоубийственной войне, —
и эта кровь всегда на мне.
1988


Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Иван Котельников

Дата: 20-01-2018 | 13:28:24

Благодарю Ольгу за ссылку на замечательную статью Андрея Дмитриева «Если к власти прорвутся фашисты, или Смутное время Украины – поэт-ватник Чичибабин о бездне, в которую провалился Киев».
Дело в том, что стихи Чичибабина, которые предложил автор поста как поминальные, вовсе не характеризуют поэта целиком, не раскрывают его творчество хотя бы приблизительно. Это тщательно подобранные тексты, которые «сужают», выхолащивают его. И, по существу, являются характеристикой нынешней провластной украинской идеологии. Вот три их столпа: антисоветизм, шевченкомания и русофобия.
Я ничего не придумываю. Достаточно перечитать тексты Чичибабина, заявленные в самом посте его автором. Но в это прокрустово ложе Чичибабин никак не вмещается. И Андрей Дмитриев об этом блестяще сказал.

Теперь о Чичибабине. Мы ведь празднуем день его рождения. Вспоминаем живого Чичибабина… И вот тут позволю себе одну (или несколько) ремарок. Некоторые его тексты из тех, что предложили для обсуждения, я принять не могу. За их путанность.
Ну, не имеет творчество Тараса Шевченко всемирно-исторического значения. Хоть ты тресни!

Светом его сердца вся земля повита,
жаром его мысли мир весь озарен,
слышат все народы строфы «Заповита»,
головы склоняя перед Кобзарем.

Шевченко с богоотступническим и явно кровожадным «Заповитом» - это поэт сугубо для внутреннего украинского прочтения… В каком-то смысле их глубинное подсознательное. Т.е. украинцы могут настаивать на общечеловеческом величии Шевченко, но это от упоротости или безрыбья…
Достаточно поездить по зарубежью и пройтись по книжным магазинам. Нашим безвизовым соседям это проще простого!.. Ну, нет в продаже книжек Тараса Шевченко! Ну, не видел я их почти нигде (разве что в европейских столичных букмаркетах). Русские классики, как правило, присутствуют везде, включая провинциальные города. Обычно это троица: Достоевский, Чехов и киевлянин Булгаков. Или вместо кого-то из них Лев Толстой.


Нет возможности путешествовать? Тогда гугл в помощь. Да, гугл дудлами (тематическими рисунками) часто отмечает юбилеи тех, кто внес выдающийся вклад в историю и развитие человечества. Но дудлы к праздничным датам, скажем, Данте, Рабле, Сервантеса, Шекспира, Гёте, Льва Толстого, Маркеса гугл размещает по всем странам. А дудл к 200-летию Шевченко гугл разместил лишь в виртуальном пространстве одной Украины. Всё! Больше нигде. Даже в Канаде не разместил. Т.к. его творчество читательской аудитории почти нигде не интересно. Именно поэтому украинская власть вслед за советской на казенные деньги ставит памятники и кумирни Тарасу Шевченко по всему миру… Так сказать искусственные подпорки или костыли. Памятников Шевченко более 1100 в мире, а Данте и Шекспиру, на минутку, около 40. Обоим! Ну, и кто для истории более ценен?..

Далее. Не хочу анализировать все претензии Чичибабина к «чернорусским» в «Московской оде». Там через 2-3 строки можно спорить с поэтом с фактами и аргументами на руках. Но вот это что?!! «…А в церквях на крови и негоже молиться». Это, КМК, поэт или глупость сморозил (т.е. путаник), или сквернословит. Дело в том, что одна из самых главных святынь (если не самая главная) для христиан (и восточных, и западных) Храм Гроба Господня стоит как раз на крови. Крови Господа нашего. А также двух разбойников, распятых вместе с Христом. Стоит на Голгофе. Т.е., если следовать логике поэта, в Храме Гроба Господня «негоже молиться»???

Или вот еще цитата.

Вся б история наша сложилась мудрей и бескровней,
если б город престольный, лучась красотой и добром,
не на севере хмуром возвел золоченые кровли,
а над вольным и щедрым Днепром.

Не совсем ясно, что поэтом имеется в виду. Перенос столицы из Киева во Владимир, а затем в Москву? Тут долгий разговор. Но, если кратко, там ведь было не просто княжье решение Юрия Долгорукого, а затем Андрея Бололюбского, а народное движение. Ход самой истории. Который был поддержан промыслительно и Киево-Печерской лаврой... Т.е. изобретатель украинства Грушевский может стенать и жаловаться на этот перенос в своих книжках, но ход истории был неумолим, и для переноса престола из Киева в Москву имелось множество оснований.

Или поэт имел в виду перенос столицы из Киева в Санкт-Петербург? В тексте строкой выше упоминается Григорий Сковорода. Но дело в том, что идеологами восточнославянского братства народов, народов Великой и Малой Руси, были авторы «Киевского синопсиса» во главе с Иннокентием Гизелем, напечатанного в Киево-Печерской Лавре в 1674 году. Т.е никак не москали. По этому учебнику училась будущая элита Российской империи, включая Петрушу Романова. И за Мазепой малороссы не пошли, за исключением предателей. И без Полтавы Петербурга не было бы. А в самом Петербурге огромное значение приобрело малоросское землячество. Никон опирался в своей церковной реформе на труды представителей Могилянской академии. А уж про выходцев из Украины, занявших важнейшие посты среди высших иерархов Русской православной церкви, и говорить не приходится. Их были десятки!!!

Кто-то из выходцев с Украины называл Петербург «колонией образованных малороссов». Так, полез в Интернет… Обалдеть! Таким образом покойный Олесь Бузина назвал главу одной из своих книжек. Но у него цитата укороченная: «В одном из писем он (поэт Евгений Гребинка) пошутил: «Петербург есть колония образованных малороссиян». Нет, не вся цитата. Ищу дальше. Нашел. Вот более подробная цитата: «Петербург есть колония образованных малороссиян, - писал Евгений Павлович через месяц по приезде в столицу своему другу и бывшему однокласснику Николаю Новицкому. - Все присутственные места, все академии, все университеты наводнены земляками».

Возможно, чернорусский сказал бы: как? наш престольный Санкт-Петербург – колония? Выставить счет хохлам-колонизаторам в тройном размере! Но для меня ключевым словом здесь будет не «колония», а «образованные»…

Феофан Прокопович назвал нас всех, жителей Российской империи (в том числе и малороссов), россиянами. И он был умнее многих нынешних украинцев. Которые россиянами называют лишь этнических русских…

Так, вот у нас общая история, связанная и с престолом, и церковью. Тут односторонние претензии, включая поэтические, на мой взгляд, не работают. Т.к. вызывают отторжение своей путанностью.

Другое дело, что творческое наследие поэта Бориса Чичибабина огромнее и глубже стихов, заявленных в самом посте. И в пространстве русской культуры могут легко существовать и «Тарас», и «Московская ода», и другие чичибабинские тексты. Ибо пространство русской культуры имеет вселенский масштаб. Просто не нужно мельчить поэта…

P.S. Говоря откровенно, я, когда открыл пост впервые, думал, что размещу тексты Чичибабина, которые присылал мне Феликс Рахлин. Мы с ним несколько лет назад переписывались. Мало знакомые аудитории стихи. Такие пушистые, солнечные… Но радость от встречи с поэзией Чичибабина была перечёркнута.

Тема: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 20-01-2018 | 14:29:40

"Говоря откровенно, я, когда открыл пост впервые, думал, что размещу тексты Чичибабина, которые присылал мне Феликс Рахлин. Мы с ним несколько лет назад переписывались. Мало знакомые аудитории стихи. Такие пушистые, солнечные… Но радость от встречи с поэзией Чичибабина была перечёркнута..."

 Подпишусь под Вашими словами, Иван.

Вот также хотела разместить любимые лирические стихи Бориса Алексеевича из рассыпающейся пожелтевшей книжки "Цветение картошки" (1994) - "Белые кувшинки", "И опять - тишина...", "Мы пришли с тобой и замерли..." (о храме Покрова на Нерли), но открыла эту страницу салона и осеклась...

Я и разместила, но не здесь, как и замечательное посвящение Марлене Рахлиной (1972!) https://pochta-polevaya.livejournal.com/540876.html

с автографом, размещенным в журнале "Тредиаковский".

 

 Лирик Чичибабин непревзойденный!

 

 По поводу Ваших замечаний о "Московской оде" (1987 - перестройка полным ходом) скажу, что нужно смотреть (и очень пристально!) и вспоминать время, его контекст, в т.ч. и культурный, с оглядкой на события прежних десятилетий, надежды (!),  мифологемы тех лет и пр.

Без учета обстоятельств окружения Б.А., его судьбы и гонений на него, не было бы  стихотворения, посвященного Галичу, но и стихов Горбачеву при этом.


В бессонную ночь думаю о Горбачеве


Всю ночь не сплю. Все ночи, Бог ты мой,
душа вопит на плахе перекладин.
С ней плачут кошки – просятся домой,
а дома нет, дом кем-то обокраден.

И вот, бесовством общим не задет,
не столь по разуменью, сколь по зову,
поскольку он уже не президент,
шепчу сквозь боль спасибо Горбачеву.

Его бытье молвой не обросло,
без добрых слов прошла его минута.
Да был ли он? Молчат добро и зло.
Всем не до них, но надобно ж кому-то.

В ком брезжит свет, тот чернью не щадим.
Вот и сидим без света и без хлеба.
Влип Михаил Сергеевич один
в ту распрю зол, как справа, так и слева.

Он мнил, что революционный дух
в сердцах людей еще не уничтожен,
меж тем как дух в соратниках протух
и стал, как смерть, всем россиянам тошен.

Не верить грех, что вправду он хотел, –
и верой той пожизненно блажен я, –
прозрев душой, от наших страшных дел
не разрушенья, но преображенья.

Когда в свой срок пришла его пора
и в суете подрастерялась челядь,
он выдал нам хоть толику добра,
а большего ему не дали сделать.

Да и не мог: хоть не о небе речь,
на холм и то без Бога не взобраться,
тем паче мир от войн не уберечь,
не превратить империи в собратство.

Но если мы нуждой обозлены
и за труды земные не почтенны,
в том нет его особенной вины,
он до того силком сошел со сцены.

Мы с той поры и дышим вполудых,
творим врагов, потворствуем угару,
как он пропал с экранов голубых
с Раисою Максимовной на пару…

Нам не дано в отеческой звезде
вообразить лампаду африканца,
но суждено невзлюбливать вождей
и от святынь кровавых отрекаться.

Всю ночь не сплю, раскаяньем томим,
вдыхаю дым непокарманной "Варны",
под плач кошачий думаю: кто мы?
Так недобры и так неблагодарны.

Политика – бесовская игра,
и нас, объятых ею, коль почел он
безумцами, разрушившими храм,
кому о том поспорить с Горбачевым?

Не нам судить, – лишь боль разбередим, –
кто виноватей в роздури базара,
он перед нами, мы ли перед ним, –
но есть Судья, и по заслугам кара.

1992

 

 Плач по утраченной родине

 

Судьбе не крикнешь: "Чур-чура,
не мне держать ответ!"
Что было родиной вчера,
того сегодня нет.

Я плачу в мире не о той,
которую не зря
назвали, споря с немотой,
империею зла, –

но о другой, стовековой,
чей звон в душе снежист,
всегда грядущей, за кого
мы отдавали жизнь.

С мороза душу в адский жар
впихнули голышом:
я с родины не уезжал –
за что ж ее лишен?

Какой нас дьявол ввел в соблазн
и мы-то кто при нем?
Но в мире нет ее пространств
и нет ее времен.

Исчезла вдруг с лица земли
тайком в один из дней,
а мы, как надо, не смогли
и попрощаться с ней.

Что больше нет ее, понять
живому не дано:
ведь родина – она как мать,
она и мы – одно…

В ее снегах смеялась смерть
с косою за плечом
и, отобрав руду и нефть,
поила первачом.

Ее судили стар и мал,
и барды, и князья,
но, проклиная, каждый знал,
что без нее нельзя.

И тот, кто клял, душою креп
и прозревал вину,
и рад был украинский хлеб
молдавскому вину.

Она глумилась надо мной,
но, как вела любовь,
я приезжал к себе домой
в ее конец любой.

В ней были думами близки
Баку и Ереван,
где я вверял свои виски
пахучим деревам.

Ее просторов широта
была спиртов пьяней…
Теперь я круглый сирота –
по маме и по ней.

Из века в век, из рода в род
венцы ее племен
Бог собирал в один народ,
но божий враг силен.

И, чьи мы дочки и сыны
во тьме глухих годин,
того народа, той страны
не стало в миг один.

При нас космический костер
беспомощно потух.
Мы просвистали свой простор,
проматерили дух.

К нам обернулась бездной высь,
и меркнет Божий свет…
Мы в той отчизне родились,
которой больше нет.

1992

 

Вот эта боль очень понятна, она до сих пор не отпускает многих людей старшего поколения. К слову, здравых людей, живущих в Украине, умных и понимающих исторические процессы, но испытывающих боль от потери Крыма и от выступлений в сми  радикальных российских патриотов, которые тоже суть националисты, а упыри повылезли с обеих сторон. Но народ, за братство которого полагал жизнь Чичибабин, не враждебен самому себе. Да, по семьям прошлась секира. И выявило время глупость и злобу людскую. Но и милосердие, но и зерна от плевел отделяет. И связи наши культурные с Украиной не пресекались, и, собственно, если отбросить весь бред агиток в стиле"никогда мы не будем братьями" и такого же уровня графоманских ответов, остаются талантливые  люди, которые живут по культурным заветам Чичибабина..

 

Чичибабин никогда не был диссидентом, он был именно с изгнанниками, но не с диссидентами, иначе он бы не написал свой пронзительный "Синай":

" Уходящему - Синай, Остающимся - Голгофа…"

 Поэтому Вы очень правы, говоря "не надо мельчить поэта". А провалы и ошибки, даже некоторые заблуждения у масштабных людей иные. Мы эту тему не раз здесь обсуждали.

 

Тема: Re: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Цас Хаан

Дата: 17-02-2018 | 01:24:56

Да, мерзко, когда настоящего поэта, со всеми его надломами и раздраями (ст-ние о Горбачёве тоже, по-моему, из них) пытаются впрячь в убогую коричневую телеге. У него самого не спросив.

Тема: Re: Re: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 17-02-2018 | 15:18:04

Мерзко, согласна. И все эти попытки прийти сюда и манипулировать отдельными стихами поэта оскорбляют его память и должны пресекаться администрацией. После 14-го года многие отсюда ушли. И это честнее, чем такие взбрехи из-за угла - на совершенно чужой для себя территории. Иди на свои домены .орг, .юа, .ком и там вбрасывай все, что тебе угодно.

 Только стихи о Горбачеве у Чичибабина, на мой взгляд, - следствие не надлома, а  искренней веры в людей. Некого заблуждения, вытекающего из чистого взгляда, у него же было детское сердце...

Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Иван Котельников

Дата: 20-01-2018 | 13:50:51

Дочитал очерк Олеся Бузины: «Санкт-Петербург - «колония образованных малороссиян». Хочу дать одну цитату: «У каждого найдется в Петербурге любимое место. У меня их два - Храм Спаса на крови, построенный в память Александра II, убитого террористами, и Военно-исторический музей. Первым директором этого музея был, кстати, приятель Тараса Шевченко, оставивший о нем интересные и откровенные мемуары, - Афанасьев-Чужбинский. Тоже родился в Украине - под Лубнами. Из «образованных малороссиян» - окончил тот же лицей в Нежине, что и Гоголь. А потом - служба в кавалерии, литература, путешествия. Под старость Чужбинскому захотелось теплого места, и как отставной улан он нашел его в Военно-историческом музее - гигантском арсенале возле Петропавловской крепости, этажи которого набиты нашей общей военной славой императорской эпохи».

Да, оказывается, и история у нас общая. И, оказывается, можно и молиться, и любить церкви на крови. Как тот же Олесь Бузина. 


Это ведь в тоталитарном совке Борису Чичибабину за тексты, которые он писал, и идеи, которым он служил, дали 5 лет лагерей. В незалежной, демократичной и проевропейской Украине Олеся Бузину за тексты, которые он писал, и идеи, которым он служил, просто убили.

Тема: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 24-01-2018 | 05:28:11

Те же там же и так же то же...
Под собою страны не чуя,
Наблюдая все эти рожи,
Одного лишь теперь хочу я.

Не мечтаю уже о лете,
Не хочу ни в купцы, ни в князи -
Я хочу одного на свете:
Я хочу, чтоб вы сдохли, мрази.

Все, что до тошноты знакомы,
Все, что лезут в глаза и уши -
От верховного лысогнома
До последней домашней ксюши,

От блажащей массовки снизу
До верхушки в гэбульных рясах,
От державного жополиза
До эстрадного жопотряса.

Я хочу увидать их в морге,
Чтоб прозектор кромсал их тушки -
От наследника-недозорге
До сосательной журналюшки.

От потешных зиц-атаманов
До героев конька и мата,
От вождя молодых баранов
До дворового дипломата.

От рубителей прежней щепки
До строгателей новой стружки,
От носителя главной кепки
До звонящей в эфир старушки.

Наступает он, зрим и четок -
Край, когда одного лишь надо:
Не зарплат, не жратвы, не шмоток,
А того, чтоб вы сдохли, гады.

Вместе с вашей холуйской спесью,
Вместе с вашей вселенской ложью,
Вместе с вашей блевотной лестью,
Вместе с вашей рычащей вошью.

Не ослепли мы, не оглохли,
Сколь ни бейтесь в пиар-угаре -
Мы ответим вам: чтоб вы сдохли!
Чтоб вы все передохли, твари!

ноябрь 2007
(с) Юрий Нестеренко

Тема: Re: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 24-02-2018 | 03:13:16

Справка - для "национально-озабоченных": 

Юрий Нестеренко - отнюдь не украинец. Он -  россиянин.  Москвич. Краснодипломник МИФИ. 

О нём самом - "от первого лица": http://argumentua.com/stati/yurii-nesterenko-ispoved-byvshego-moskalya


Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Иван Котельников

Дата: 24-01-2018 | 14:24:57

Хотел бы попросить редактора "почистить" этот пост, оставив сутевое, а эмоциональное и злое - удалить. Это будет правильно.

Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Александр Шведов

Дата: 24-01-2018 | 20:08:14

Я думаю, что выражу мнение всей очереди, если пошлю Иевлева в то самое место еще на два месяца...

Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 25-01-2018 | 03:14:27

* * *


Взрослым так и не став, покажусь-ка я белой вороной.
Если строить свой храм, так уж, ведомо, не на крови.
С той поры как живу на земле неодухотворенной,
я на ней прохожу одиночную школу любви.

Там я радость познал, но бывала и смертная боль же,
и отвечу ль в свой час на таинственный вызов Отца?
В этой школе, поди, классов сто, а возможно, и больше,
но последнего нет, как у вечности нету конца…

С Украины в Россию уже не пробраться без пошлин —
еле душу унес из враждой озабоченных лап.
Кабы каждый из нас был подобьем и образом Божьим,
то и вся наша жизнь этой радостной школой была б.

Если было бы так! Но какие ж мы Божьи подобья?
То ли Он подменен, то ль и думать о нем не хотим.
Взрослым так и не став, я смотрю на людей исподлобья:
видно, в школу любви ни единый из них не ходил.

Обучение в ней не прошло без утрат и падений,
без отчаянных вин, без стыда и без совести кар:
знает только Отец, сколько я отвечал не по теме,
сколько раз, малодушный, с уроков на волю тикал.

Но лишь ею одной, что когда-то божественной мнили,
для чьего торжества нет нигде ни границ, ни гробниц,
нет, спасется не мир, но спасется единственный в мире,
а ведь род-то людской и слагается из единиц.

Ну и что за беда, если голос мой в мире не звонок?
Взрослым так и не стал. Чем кажусь тебе, тем и зови.
Вижу Божию высь. Там живут Иисус и ягненок.
Дай мне помощь и свет, всемогущая школа любви.

1992

* * *


Вновь барыш и вражда верховодят тревогами дня.
На безликости зорь каменеют черты воровские…
Отзовись, мой читатель в Украине или в России!
Отзовись мне, Россия, коль есть еще ты у меня!

Отзовись, кто-нибудь, если ты еще где-нибудь есть, —
и проложим свой путь из потемок бесстыжих на воздух.
Неужели же мрак так тягуче могуч и громоздок!
А и при смерти жду, что хоть кем-то услышится весть.

Что любимо — то вечно и светом стучится в окно,
счастьем щурится с неба — вот только никак не изловим.
И смеется душа не тому, что мир темен и злобен,
а тому, что апрель и любимое с вечным — одно.

Пушкин шепчет стихи… Скоро я свой костер разожгу,
и дыхание трав, птичьи тайны, вода из колодца
подтвердят, что не все покупается и продается
и не тщетно щедры Бог и Вечность на каждом шагу.

Октябрь 1993

Тема: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Валентин Литвинов

Дата: 25-01-2018 | 08:52:17

Неожиданно весьма красноречивые и можно сказать провидческие строки:

С Украины в Россию уже не пробраться без пошлин —
еле душу унес из враждой озабоченных лап.


Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 26-01-2018 | 00:50:31

Черное пятно


Эшрефу Шемьи-заде

Я видел Крым без покрывала,
он был как высохший родник.
Хоть солнце горы нагревало,
но горем веяло от них.

Росли цветы на камне твердом
и над волной клубился пар,
но в девятьсот сорок четвертом
из Крыма вывезли татар.

Сады упали на колени,
земля забыла имена, —
была в неслыханной измене
вся нация обвинена.

И корни радости иссякли
и возродиться не смогли,
когда с землей сравняли сакли
и книги вещие сожгли…

Чтобы нам в глаза смотрели дети
без огорченья и стыда,
да будет всем на белом свете
близка татарская беда.

Их всех от мала до велика
оговорил и закатал,
как это выглядит ни дико,
неограниченный владыка
и генеральный секретарь.

Доныне счет их не оплачен
и не покончено со злом —
и чайки плакали их плачем
над уничтоженным жильем.

Они в слезах воображали
тот край, где много лет назад
их в муках женщины рожали
и кости прадедов лежат.

Не Русь красу его раскрыла,
он сам в легендах просиял.
Не отлучить татар от Крыма,
как от России россиян.

От их угрюмого ухода
повсюду пусто и темно.
Там можно жить кому угодно,
а им бывать запрещено.

Нельзя всем миром оболгаться,
нельзя быть телу без души.
Уже вернулися балкарцы
и воротились ингуши.

Постыдных дел в добро не красьте, —
живым забвенья не дано, —
скорей с лица советской власти
сотрите черное пятно!

Не удержать водою воду,
не загасить огня огнем, —
верните родину народу,
ее душа осталась в нем!

<1966>

Тема: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Вячеслав Егиазаров

Дата: 26-01-2018 | 02:00:15

Вот ещё одно свидетельство, что Крым всегда был русским, а не украинским.Со всеми бедами и перегибами на местах и в столице.

Сталин наломал дров, а Хрущёв подпалил их. До сих пор не потушили.

Тема: Re: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 26-01-2018 | 03:16:24

СУДАКСКИЕ ЭЛЕГИИ


              2

Настой на снах в пустынном Судаке...
Мне с той землей не быть накоротке,
она любима, но не богоданна.
Алчак-Кая, Солхат, Бахчисарай...
Я понял там, чем стал Господень рай
после изгнанья Евы и Адама.

Как непристойно Крыму без татар.
Шашлычных углей лакомый угар,
заросших кладбищ надписи резные,
облезлый ослик, движущий арбу,
верблюжесть гор с кустами на горбу,
и все кругом - такая не Россия.

Я проходил по выжженным степям
и припадал к возвышенным стопам
кремнистых чудищ, див кудлатоспинных.
Везде, как воздух, чуялся Восток -
пастух без стада, светел и жесток,
одетый в рвань, но с посохом в рубинах.

Который раз, не ведая зачем
я поднимался лесом на Перчем,
где прах мечей в скупые недра вложен,
где с высоты Георгия монах
смотрел на горы в складках и тенях,
что рисовал Максимильян Волошин.

Буддийский поп, украинский паныч,
в Москве француз, во Франции москвич,
на стержне жизни мастер на все руки,
он свил гнездо в трагическом Крыму,
чтоб днем и ночью сердце рвал ему
стоперстый вопль окаменелой муки.

На облаках бы - в синий Коктебель.
Да у меня в России колыбель
и не дано родиться по заказу,
и не пойму, хотя и не кляну,
зачем я эту горькую страну
ношу в крови как сладкую заразу.

О, нет беды кромешней и черней,
когда надежда сыплется с корней
в соленый сахар мраморных расселин,
и только сердцу снится по утрам
угрюмый мыс, как бы индийский храм,
слетающий в голубизну и зелень...

Когда, устав от жизни деловой,
упав на стол дурною головой,
забьюсь с питвом в какой-нибудь клоповник,
да озарит печаль моих поэм
полынный свет, покинутый Эдем -
над синим морем розовый шиповник.

1974


Тема: Re: Re: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Валентин Литвинов

Дата: 26-01-2018 | 05:58:19

И, все-таки, какая ненависть к России сквозит из уст нынешних пиитов, и какая горькая любовь изливается на нее в стихах подлинного Поэта.

Поэзия поселяется только там, где нет места ненависти.

И есть только Любовь, пусть и неразделённая...


Какая ненависть сквозит из уст сегодняшних поэтов,

Принявших мрачный Заповiт за чистоплотную монету.

Но им, болезным, не грозит остаться в памяти народной.

Ведь даже русский алфавит для них стал вещью инородной.

И скоро азбукой иной начнут писать свои скрижали,

Отгородив глухой стеной все то, что предки водружали.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Вячеслав Егиазаров

Дата: 26-01-2018 | 15:39:20

«Есть поселок в Крыму. Называется он Кацивели…»


Есть поселок в Крыму. Называется он Кацивели.

Среди сосен и скал там нам было на все начихать.
Там у синего моря цветы на камнях розовели
и дремалось цветам под языческий цокот цикад.

Мы забыли беду, мы махнули рукой на заботы,
мы сказали нужде: «Подожди-ка нас дома, нужда!»
Дома ссорились мы. Я тебе говорил: «Ну чего ты?»
И в глаза целовал, и добра ниоткуда не ждал.

Так уж вышло у нас. Ничего мы с тобой не сумели.
Я дымлю табаком, надо мной воздушок сине-сиз.
Есть поселок в Крыму. Называется он Кацивели.
Там мы рвали кизил и ходили пешком в Симеиз.

Бесшабашное солнце плыло в галактических высях
над просоленной галькой — обломышем древних пород…
Я от кривды устал, я от горнего голода высох,
не смеются глаза, и улыбкой не красится рот.

Убежим от себя — хоть на край, хоть на день, хоть на час мы.
Ну-ка платье надень, ну-ка ношу на камни свали —
и забудем о том, что запутаны мы и несчастны,
и в смеющейся влаге утопим тревоги свои…

Есть поселок в Крыму. Называется он Кацивели.
Он висел между скал и глаза нам лазурью колол.
Жарко-ржавые пчелы от сока живьем осовели,
черкал ящерок яркий. Скакал по камням богомол.

Там нам было тепло. А бывало, от стуж коченели.
Государственный холод глаза голубые гасил…
Есть поселок в Крыму. Называется он Кацивели.
Там шершава трава и неслыханно кисел кизил.


1966

Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 27-01-2018 | 01:51:50

 КРЫМСКИЕ ПРОГУЛКИ
 
Колонизаторам — крышка! 
Что языки чесать? 
 
Перед землею крымской 
совесть моя чиста. 
Крупные виноградины... 
Дует с вершин свежо. 
 
Я никого не грабил. 
Я ничего не жег. 

Плевать я хотел на тебя, Ливадия, 
и в памяти плебейской 
не станет вырисовываться 
дворцами с арабесками 
Алупка воронцовская. 
Дубовое вино я 
тянул и помнил долго. 
 
А более иное 
мне памятно и дорого. 
 
Волны мой след кропили, 
плечи царапал лес. 
Улочками кривыми 
в горы дышал и лез. 
Думал о Крыме: чей ты, 
кровью чужой разбавленный? 
Чьи у тебя мечети, 
прозвища и развалины? 
 
Проверить хотелось версийки 
приехавшему с Руси: 
чей виноград и персики 
в этих краях росли? 
Люди на пляж, я — с пляжа, 
там, у лесов и скал, 
«Где же татары?» — спрашивал, 
все я татар искал. 
 
Шел, где паслись отары, 
желтую пыль топтал, 
«Где ж вы,— кричал,— татары?» 
Нет никаких татар. 
А жили же вот тут они 
с оскоминой о Мекке. 
Цвели деревья тутовые, 
и козочки мекали. 
 
Не русская Ривьера, 
а древняя Орда 
жила, в Аллаха верила, 
лепила города. 
Кому-то, знать, мешая 
зарей во всю щеку, 
была сестра меньшая 
Казани и Баку. 
 
Конюхи и кулинары, 
радуясь синеве, 
песнями пеленали 
дочек и сыновей. 
Их нищета назойливо 
наши глаза мозолила. 
Был и очаг, и зелень, 
и для ночлега кров... 
 
Слезы глаза разъели им, 
выстыла в жилах кровь. 
Это не при Иване, 
это не при Петре: 
сами небось припевали: 
«Нет никого мудрей». 
 
Стало их горе солоно. 
Брали их целыми селами, 
сколько в вагон поместится. 
Шел эшелон по месяцу. 
Девочки там зачахли, 
ни очаги, ни сакли. 
Родина оптом, так сказать, 
отнята и подарена,— 
и на земле татарской 
ни одного татарина. 
 
Живы, поди, не все они: 
мало ль у смерти жатв? 
Где-то на сивом Севере 
косточки их лежат. 
 
Кто помирай, кто вешайся, 
кто с камнем на конвой,— 
в музеях краеведческих 
не вспомнят никого. 
Сидит начальство важное: 
«Дай,— думает,— повру-ка». 
Вся жизнь брехнею связана, 
как круговой порукой. 
Теперь, хоть и обмолвитесь, 
хоть правду кто и вымолви,— 
чему поверит молодость? 
Все верные повымерли. 
 
Чепухи не порите-ка. 
Мы ведь все одноглавые. 
У меня — не политика. 
У меня — этнография. 
На ладони прохукав, 
спотыкаясь, где шел, 
это в здешних прогулках 
я такое нашел. 
 
Мы все привыкли к страшному, 
на сковородках жариться. 
У нас не надо спрашивать 
ни доброты ни жалости. 
 
Умершим — не подняться, 
не добудиться умерших... 
но чтоб целую нацию — 
это ж надо додуматься... 
 
А монументы Сталина, 
что гнул под ними спину ты, 
как стали раз поставлены, 
так и стоят нескинуты. 
 
А новые крадутся, 
честь растеряв, 
к власти и к радости 
через тела. 
 
А вражьи уши радуя, 
чтоб было что писать, 
врет без запинки радио, 
тщательно врет печать. 
Когда же ты родишься, 
в огне трепеща, 
новый Радищев — 
гнев и печаль? 
 
1961 


Тема: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Валентин Литвинов

Дата: 27-01-2018 | 07:41:53

Бедный Борис Чичибабин...
Знать бы заранее КАК
Станешь ты мелкомассштабен,
Если читает дурак
Тексты твои однобоко,
В них лишь отраву ища,
Чтобы в бока диплодока
Впиться с усердьем клеща.

Тема: Re: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 27-01-2018 | 13:08:09

Очень точно, Валентин!

Тема: Re: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 24-02-2018 | 04:36:13

Несколько -"мелкомаССштабно", но в целом - верно.

Одобряю и присоединяюсь.

Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Леонид Малкин

Дата: 27-01-2018 | 11:55:16

Женя, давай прекратим заниматься фигнёй. Фронда тут не работает. Оставим политикам их грязное дело. А мы должны с чистой совестью писать вирши и радовать людей, ибо сколько бы не писали о пассионарной роли поэзии люди читают, увы, лирику. Гражданская поэзия - это всегда страх и острожность поэта,  который боится писать тексты в прозе...отмазка такая.  "И с барышнями поаккуратней. Мраморные они, не мраморные — наше дело сторона. Сиди на солнышке, грейся."   

Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 27-01-2018 | 13:00:50

Чтоб вы все передохли, твари!
 - как сгусток слюны ядовитой сюда долетел. От того, кто якобы считает себя учеником Чичибабина. Который в частности, писал:


Люди – радость моя,

вы, как неуходящая юность, –

полюбите меня,

потому что и сам я люблю вас.

Смелым словом звеняв

стихотворном свободном полете,

это вы из меня

о своем наболевшем орете.

Век нас мучил и мял,

только я на него не в обиде.

Полюбите меня,

пока жив я еще, полюбите!

За характер за мой

и за то, что тружусь вместе с вами.

Больше жизни самой

я люблю роковое призванье.

Не дешевый пижон,

в драгоценные рифмы разоткан,

был всего я лишен,

припадая к тюремным решеткам.

Но и там, но и там,

где зима мои кости ломала,

ваших бед маета

мою душу над злом поднимала.

Вечно видится мне,

влазит в сердце занозою острой:

в каждом светлом окне

меня ждут мои братья и сестры.

Не предам, не солгу,

ваши боли мой мозг торопили.

Пусть пока что в долгу –

полюбите меня, дорогие!

Я верну вам потом,

я до гроба вам буду помощник.

Сорок тысяч потов,

сорок тысяч бессонниц полночных.

Ну зачем мне сто лет?

Больше жизни себя не раздашь ведь.

Стало сердце стареть,

стала грудь задыхаться и кашлять.

Не жалейте ж огня.

Протяните на дружбу ладоши.

Полюбите меня,

чтобы мне продержаться подольше.


Опровергнуть Чичибабина нельзя.

 И еще я хочу напомнить строки Бориса Чичибабина, которые любит приводить Леонид Малкин:


И меришь, и вяжешь навек
веселым обетом:
— Не может быть злой человек
хорошим поэтом… 


 ps. Политика, конечно, грязное дело. Но как быть с гражданской позициией подлинного поэта? Ага, нюхать цветочки и писать о них. И где же эта грань - между грязной политикой и гражданской совестью. Да именно поэты и писатели в политике играют не последнюю роль. Иначе бы их не травили,  не сажали, не убивали. Критерий один - подлинный талант, который никогда не бывает ортодоксален,  и, как это ни банально звучит, любовь  к человеку, сострадание (отсюда все мучительные поиски ответов  Бориса Алексеевича). Разумеется, всякие поделки "никогда мы не будем братьями" и ответы на них с другой стороны - образцы которых можно встретить на этом сайте, как и агитка* о тварях, поэзией не являются.

Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Воловик Александр

Дата: 12-02-2018 | 14:16:09

Женя, спасибо за Чичибабина. Я давно не читал его. А какой мощный поэт! Просто гигант. Спасибо!

Тема: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Воловик Александр

Дата: 12-02-2018 | 14:19:44

Я однажды слушал его. Он выступал в Некрасовской библиотеке в Москве. Давно, во время Перестройки.

Тема: Re: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 15-02-2018 | 23:11:49

Расскажи об этом хоть немного, Саша. Я знаю и люблю эту библиотеку!

Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 17-02-2018 | 03:28:01


Однако радоваться рано -
и пусть орет иной оракул,
что не болеть зажившим ранам,
что не вернуться злым оравам,
что труп врага уже не знамя,
что я рискую быть отсталым,
пусть он орет,- а я-то знаю:
не умер Сталин.

Как будто дело все в убитых,
в безвестно канувших на Север -
а разве веку не в убыток
то зло, что он в сердцах посеял?
Пока есть бедность и богатство,
пока мы лгать не перестанем
и не отучимся бояться,-
не умер Сталин.

Пока во лжи неукротимы
сидят холеные, как ханы,
антисемитские кретины
и государственные хамы,
покуда взяточник заносчив
и волокитчик беспечален,
пока добычи ждет доносчик,-
не умер Сталин.

И не по старой ли привычке
невежды стали наготове -
навешать всяческие лычки
на свежее и молодое?
У славы путь неодинаков.
Пока на радость сытым стаям
подонки травят Пастернаков,-
не умер Сталин.

А в нас самих, труслив и хищен,
не дух ли сталинский таится,
когда мы истины не ищем,
а только нового боимся?
Я на неправду чертом ринусь,
не уступлю в бою со старым,
но как тут быть, когда внутри нас
не умер Сталин?

Клянусь на знамени веселом
сражаться праведно и честно,
что будет путь мой крут и солон,
пока исчадье не исчезло,
что не сверну, и не покаюсь,
и не скажусь в бою усталым,
пока дышу я и покамест
не умер Сталин!

1959

Тема: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 17-02-2018 | 14:54:06

Доживи до этого дня, Борис Алексеевич  о своей стране бы написал в таком ключе:


Пока снаряды бьют, шугая,

и в мирных селах люди гибнут,

пока людей живьем сжигают,

не умер Гитлер.

 Пока  за преданность народу

писателя убийство - гидность,

жива нацистская порода,

не умер Гитлер.

 


Тема: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 23-02-2018 | 23:23:48

ЭПИГРАММА


Я честь - бесчестию воздам.
Горазды русские пророки
Одной рукой казня пороки,
Другой - подыгрывать властям!

О, Разнесенский, Петушенко,
Джамбулы атомных времён,
Между витийством и враньём
Не ведающие оттенка.

С позором Родины в родстве,
Вы так печётесь о величьи...
Но нет величия - в двуличьи,
Как нет геройства - в шутовстве.


1970



Тема: Re: Re: Борису Чичибабину - 95.

Автор: Мастер Евгений

Дата: 08-03-2018 | 05:12:46


...О живом Борисе Алексеевиче, - особо и отдельно - даст Бог, - 

напишу ещё...

Под его скульптурной головой, - со странными, - то ли ленточками, 

то ли херувимскими крылышками, - жёсткая и краткая подпись: 

"Борис Чичибабин. Поэт."

Его прекрасное лицо, - в бронзе - на углу улицы его имени, - 

дарит нам всем надежду: всё не напрасно...

Будем живы.

Из Харькова, с любовью, - МЕ.