"О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 19-07-2017 21:18:01

Этим латинским крылатым выражением уважаемая В.Никольская сопроводила своё недоумение: в Пушкинскуом уголке мало посетителей.

В связи с этим у меня возник вопрос: а какова цель создания подобного "уголка"?

Создать культ Пушкина? 

Создать нечто вроде библии, на которой должно клясться?

Выделить поэзию Пушкина в особую статью, подчеркнув его превосходство над другими поэтами?

Присягнуть на верность Пушкину, который "наше всё"?


Я много лет занималась профессионально (как литературовед) творчеством Пушкина. Несколько статей (ряд из них есть на сайте) посвятила анализу отдельных стихотворений. 

Одна из статей, посвящённая анализу стихотворения "Телега жизни" была вызвана как раз недопониманием значимости этого стихотворения как раз В.Никольской.

Но чем дольше я вчитываюсь в стихи Пушкина, чем глубже вхожу в его мир, тем очевиднее 

для меня, насколько Пушкин прочитан поверхностно, как велик соблазн у некоторых подмять его под себя - неважно кто он, этот желающий сделать пушкина "понятным" и приспособить его для каких-то, явно внетворческих целей. Появление "уголка" его инициатор объясняет тем, что  лишь  Пушкин был счастлив лишь в Гурзуфе, а "в Петербурге он скучал", Это заявление противоречит истине. Даже если исключить любовные переживания поэта, дарившие ему счастливые мгновения, месяцы, годы,; если исключить многочисленные дружеские связи, также делавшие его счастливым; если исключить его привязанность к альма-матер - Лицею, одарившему его таким ощущением духовного родства, которое свойственно немногим, так вот, если всё это исключить, то и в этом случае Пушкин бывал именно...в свете, в светских салонах. По свидетельству Смирновой-Россет,

Пушкин вёл напряжённую духовную, творческую жизнь в салонах. Он, невыездной, не бывавший нигде, кроме России, в деталях знал историю и современность зарубежья. Его суждения о политике, о современном и давнем состоянии сопредельных с Россией и иных счтран (вплоть до Америки) были заразительны и покоряли своей глубиной и оригинальностью  

И самое главное - он был счастлив в своём творчестве. "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!" - 

это по поводу окончания "Бориса Годунова". И происходило это в селе Михайловском.

А в Петербурге был почти завершён так называемый "Василеостровский цикл" ("Памятник", "В еврейской хижине лампада...", "Как с древа сорвался предатель-ученик...", "Отцы пустынники и девы непорочны..." и др.). Петербург вдохновил поэта на создание "Медного всадника" . Перечислять можно было бы долго.

Я поняла бы инициативу создать "Пушкинский уголок" на поэтическом сайте, как площадку где поднимались бы проблемы, связанные с творчеством Пушкина, где шёл бы обмен мнениями, где Пушкин стал бы не идолом, не чем-то культовым, а живым, потому что  поэт живёт, пока   его читают всё новые и новые поколения, пока о нём спорят...

А Пушкин - мумия и реликт - это уже не Пушкин.

А.М.Сапир

Тема: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вячеслав Егиазаров

Дата: 20-07-2017 | 00:31:12

Пушкин - государственный  Поэт России.

В Крыму  Поэта чтут и любят!  Он в Крыму  провёл лучшие недели своей жизни. В Крыму к влюблённому Пушкину вернулась Муза после долгого молчания. (В Петербурге)

А мумии и реликты живут за океаном и неспособны ценить Пушкина, как неспособны ценить и всё остальное, что дорого русскому человеку, любящему России, как любил её Поэт...


Когда Пушкин впервые увидел Гурзуф, этот уголок Южного берега представлял собой небольшую деревушку с узенькими улочками, с глиняными саклями, окруженными тенистыми садами. Сам поэт вспоминал: “Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-Даг... и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный...”

 

 

Гурзуф. 1820-е годы.

Пройдет 10 лет и в “Путешествии Онегина” мы прочитаем:

Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном:
На небе синем и прозрачном
сияли груды ваших гор,
Долин, деревьев, сел узор
Разостлан был передо мною.
А там, меж хижинок татар...
Какой во мне проснулся жар!
Какой волшебною тоскою
Стеснялась пламенная грудь!

 

Брату он писал: “Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо; прекрасный край; природа, удовлетворяющая воображение, - горы, сады, море...”

 

 

Поэт вспоминал: “В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом... Я любил, проснувшись ночью, слушать шум прибоя и заслушивался целые часы.

В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я посещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество”.

Он мысленно вновь и вновь посещает благословенный край.

Одушевленные поля,
Холмы Тавриды, край прелестный -
Я снова посещаю вас...

Особенно волновали Пушкина воспоминания о Крыме в глуши Михайловского. Здесь у поэта вырывались слова: “Почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием?”

Итак, Крым вдохновил поэта на прекрасную поэзию. Но и Пушкин заставил Россию по-новому взглянуть на этот край, утвердил его историческое значение для своей родины.

Время, проведенное Пушкиным в Крыму, явилось целительным для израненного сердца юноши. Для нас же пребывание здесь великого поэта дорого особо. Такая сопричастность к его жизненному пути, быть может, позволит нам войти с ним в более близкое общение, услышать его голос, почувствовать его пульс, ощутить глубокое дыхание его поэзии.


 

 Память о Крыме, "любимая надежда" опять увидеть Гурзуф никогда не оставляла поэта. Туда отправил он в путешествие героя своего романа, да и в беловом тексте и в черновиках 1-й и 8-й глав мелькнули "холмы Тавриды, край прелестный". По меньшей мере дважды собирался в Крым сам.

Последнее упоминание о Крыме было в ноябре 1836 г. Пушкин писал крымскому жителю Н.Б.Голицыну: "Как я завидую вашему прекрасному крымскому климату; письмо ваше разбудило во мне множество воспоминаний всякого рода. Там колыбель моего Онегина и вы, конечно, узнали некоторых лиц. Вы обещаете перевод в стихах моего Бахчисарайского фонтана. Уверен, что он вам удастся..."


Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 20-07-2017 | 01:08:28

Тот, кто пытается приватизировать любовь к Пушкину, глубоко и неизлечимо болен. А упрёк  в адрес тех, кто за океаном и ПОЭТОМУ не в состоянии понять и оценить, столь же банален, 

и очень точно характеризует тех, кто этот упрёк бросает. 

Впрочем, о том, что вы больны, потому что, подобно наркоману, зависите от успеха - любой ценой! - я уже писала. 

Теперь новая болезнь - "прихватизация", как говорят в народе.

Трещать о любви, не понимая поэта и не сказав ни одного дельного слова о его творчестве, кроме набивших оскомину, пошлостей и банальностей, - вот всё, на что способна ваша "любовь" Тягаться с вами в любви к Пушкину - унизительно, потому что ни в ваших стихах, ни в вашей позиции НИЧЕГО от Пушкина нет. Так что в оппоненты не набивайтесь!

Ася Михайловна Сапир.


Тема: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вячеслав Егиазаров

Дата: 20-07-2017 | 01:56:00

Да кому нужно набиваться к вам в оппоненты. Вашу беспринципность я уже не раз показывал и в Салоне, и на ленте произведений. Много на себя берёте.

А приватизировать любовь к Пушкину не удастся никому. У него всенародная любовь. Ася Михайловна, когда вы говорите, что тот, кто любит Пушкина, глубоко и неизлечимо болен, я тут же вспоминаю притчу, когда вор кричит: "Держите вора!" Вот вас, с вашей нелюбовью России, я в пушкинском пространстве не вижу.

Да и понятно: вас в нём нет... Вот вдумайтесь только: вы против того, чтобы мы любили Пушкина своей любовью, а не такой, какая вам грезится в своём забугорье. Слава Богу Пушкин наш, а не ваш Поэт.  И "Уголок Пушкина" возник стихийно, просто я поздравил пишущую братию с Его Днём Рождения.  Я не заметил, чтоб вы на это откликнулись. Понятно: Государственный праздник России для вас ничто. День Рождения прошёл, а люди продолжали откликаться, вот и возникла мысль продлить встречу, так появился "УГОЛОК ПУШКИНА". И что в этом криминального только таким, как вы, известно.



Тема: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 20-07-2017 | 08:38:07

...я вот Высоцкого жалую, хоть сам до некоторой степени и апологет "холодного цинизма", но:

..."в восторженность не верю и ещё, когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо..."

..."здесь лапы у елей дрожат на весу, здесь птицы щебечут тревожно", здесь  "черёмухи сохнут бельём на ветру, и дождём опадают сирени..."

..."когда вода всемирного потопа вернулась вновь в границы берегов из пены уходящего потока на сушу тихо выбралась любовь..."...

и заметьте, тут нет банального сочетания /вновь/любовь/, а в других его стихах рифмы просто-таки виртуозны...

а Пушкин уже тем вошёл в историю, что будучи эфиопом, первым начал писать стихи по-русски... но уж больно он восторженный мальчонка, действительно... то ему Гурзуф подавай, заместо Петербурга, то ему чай калмыцкий не в нос, но калмычками при этом не пренебрегал...  :о))bg

Тема: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Юрий Лифшиц

Дата: 21-07-2017 | 07:57:00

Вячеслав, никто никому не запрещает любить Пушкина. Но "Уголок Пушкина" напоминает мне "Живой уголок" в каждой советской школе и "Красный уголок" на каждом советском предприятии. Вы объясняетесь в любви к Пушкину публично, а это, по меньшей мере, смешно. Здесь все взрослые люди, все знают Пушкина, и никому ничего доказывать не надо. Мне сдается, что Вы используете Пушкина как витрину для пиара собственных виршей. Но и это не имеет смысла: все и так знакомы с Вашими опусами. 


           — Вы любите Пушкина?

          Я испытал глухое раздражение.

          — Люблю.

          Так, думаю, и разлюбить недолго.

          — А можно спросить — за что?

          Я поймал на себе иронический взгляд. Очевидно, любовь к Пушкину была здесь самой ходовой валютой. А вдруг, мол, я — фальшивомонетчик...

          — То есть как? — спрашиваю.

          — За что вы любите Пушкина?

          — Давайте, — не выдержал я, — прекратим этот идиотский экзамен. Я окончил среднюю школу. Потом — университет. (Тут я немного преувеличил. Меня выгнали с третьего курса.) Кое-что прочел. В общем, разбираюсь... Да и претендую всего лишь на роль экскурсовода...

          К счастью, мой резкий тон остался незамеченным. Как я позднее убедился, элементарная грубость здесь сходила легче, чем воображаемый апломб...

          — И все-таки? — Марианна ждала ответа. Причем того ответа, который ей был заранее известен.

          — Ладно, — говорю, — попробую... Что ж, слушайте. Пушкин — наш запоздалый Ренессанс. Как для Веймара — Гете. Они приняли на себя то, что Запад усвоил в XV-XVII веках. Пушкин нашел выражение социальных мотивов в характерной для Ренессанса форме трагедии. Он и Гете жили как бы в нескольких эпохах. «Вертер» — дань сентиментализму. «Кавказский пленник» — типично байроническая вещь. Но «Фауст», допустим, это уже елизаветинцы. А «Маленькие трагедии» естественно продолжают один из жанров Ренессанса. Такова же и лирика Пушкина. И если она горька, то не в духе Байрона, а в духе, мне кажется, шекспировских сонетов... Доступно излагаю?

          — При чем тут Гете? — спросила Марианна. — И при чем тут Ренессанс?

          — Ни при чем! — окончательно взбесился я. — Гете совершенно ни при чем! А Ренессансом звали лошадь Дон Кихота. Который тоже ни при чем! И я тут, очевидно, ни при чем!..

          — Успокойтесь, — прошептала Марианна, — какой вы нервный... Я только спросила: «За что вы любите Пушкина?..»

          — Любить публично — скотство! — заорал я. — Есть особый термин в сексопатологии...

          Дрожащей рукой она протянула мне стакан воды. Я отодвинул его.

          — Вы-то сами любили кого-нибудь? Когда-нибудь?!..

          Не стоило этого говорить. Сейчас она зарыдает и крикнет:

          «Мне тридцать четыре года, и я — одинокая девушка!..»

          — Пушкин — наша гордость! — выговорила она. — Это не только великий поэт, но и великий гражданин...

          По-видимому, это и был заведомо готовый ответ на ее дурацкий вопрос.

          Только и всего, думаю?

 

          © С.Довлатов. Заповедник


Тема: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вячеслав Егиазаров

Дата: 21-07-2017 | 15:48:49

      — Пушкин — наша гордость!— Это не только великий поэт, но и великий гражданин...


" — Успокойтесь, — прошептала Марианна, — какой вы нервный... Я только спросила: «За что вы любите Пушкина?..» 


Юрий, ведь вы, как довлатовская Марианна, задаёте мне тот же вопрос.

Я не Довлатов, конечно, но..., если вам так угодно...-:)))


А "УГОЛОК  ПУШКИНА"  мне видится только "УГОЛКОМ  ПУШКИНА".

Каждый воспринимает мир в меру своей испорченности...



Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Юрий Лифшиц

Дата: 21-07-2017 | 16:43:31

Я вроде никаких вопросов не задавал. Но как Вам угодно.

Тема: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Александр Лукьянов

Дата: 20-07-2017 | 15:29:43

Разве плохо иметь Пушкинский уголок? Пушкин, конечно, в некотором смысле, стал идолом. Но если отбросить идолопоклонство, можно сказать, что это не просто гений поэтический. Это гений и огромный ум. Есть гении поэты без особого ума. А Пушкин объединяет в себе много: мастер слова высочайший, и поэзии и прозы, остроумец, историк со своим видением процесса исторического, а не просто собиратель фактов. Конечно, шалопай, распутник, лентяй по части государственных дел, бретёр и т.д. Личность очень необычная. В своей книге о Пушкина я обо всём рассказал, изучил массу книг, воспоминаний, прочёл Пушкина вдоль и поперёк без восторженности особой, которая вряд ли поможет создать и понять подлинную личность поэта. 

Но уголок нужен. У немцев есть Гёте, у итальянцев - Данте, у англичан - Шекспир и т.д. Всё логично, что на российском сайте, а не на русско-американском:))  появился такой уголок. 

Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 20-07-2017 | 15:49:00

Г.Лукьянов,

поясните, пожалуйста, что означает "Русско-американский сайт"

А.М.Сапир

Тема: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Александр Лукьянов

Дата: 21-07-2017 | 09:04:13

Г. Сапир,


вот у нас в городе есть такая "Русско-американская компания", в которой нет ни русских, ни американцев. Она владеет недвижимостью, торговыми точками. Вот, к примеру, таким может быть русско-американский сайт:) Шучу. 

Тема: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Юрий Лифшиц

Дата: 21-07-2017 | 07:50:36

Ася Михайловна, обо всем этом все давно уже сказано. И в более резких выражениях. "Уголок Пушкина" лично мне напоминает "Живой уголок" в советских школах и "Красный уголок" на советских предприятиях.


           — Вы любите Пушкина?

          Я испытал глухое раздражение.

          — Люблю.

          Так, думаю, и разлюбить недолго.

          — А можно спросить — за что?

          Я поймал на себе иронический взгляд. Очевидно, любовь к Пушкину была здесь самой ходовой валютой. А вдруг, мол, я — фальшивомонетчик...

          — То есть как? — спрашиваю.

          — За что вы любите Пушкина?

          — Давайте, — не выдержал я, — прекратим этот идиотский экзамен. Я окончил среднюю школу. Потом — университет. (Тут я немного преувеличил. Меня выгнали с третьего курса.) Кое-что прочел. В общем, разбираюсь... Да и претендую всего лишь на роль экскурсовода...

          К счастью, мой резкий тон остался незамеченным. Как я позднее убедился, элементарная грубость здесь сходила легче, чем воображаемый апломб...

          — И все-таки? — Марианна ждала ответа. Причем того ответа, который ей был заранее известен.

          — Ладно, — говорю, — попробую... Что ж, слушайте. Пушкин — наш запоздалый Ренессанс. Как для Веймара — Гете. Они приняли на себя то, что Запад усвоил в XV-XVII веках. Пушкин нашел выражение социальных мотивов в характерной для Ренессанса форме трагедии. Он и Гете жили как бы в нескольких эпохах. «Вертер» — дань сентиментализму. «Кавказский пленник» — типично байроническая вещь. Но «Фауст», допустим, это уже елизаветинцы. А «Маленькие трагедии» естественно продолжают один из жанров Ренессанса. Такова же и лирика Пушкина. И если она горька, то не в духе Байрона, а в духе, мне кажется, шекспировских сонетов... Доступно излагаю?

          — При чем тут Гете? — спросила Марианна. — И при чем тут Ренессанс?

          — Ни при чем! — окончательно взбесился я. — Гете совершенно ни при чем! А Ренессансом звали лошадь Дон Кихота. Который тоже ни при чем! И я тут, очевидно, ни при чем!..

          — Успокойтесь, — прошептала Марианна, — какой вы нервный... Я только спросила: «За что вы любите Пушкина?..»

          — Любить публично — скотство! — заорал я. — Есть особый термин в сексопатологии...

          Дрожащей рукой она протянула мне стакан воды. Я отодвинул его.

          — Вы-то сами любили кого-нибудь? Когда-нибудь?!..

          Не стоило этого говорить. Сейчас она зарыдает и крикнет:

          «Мне тридцать четыре года, и я — одинокая девушка!..»

          — Пушкин — наша гордость! — выговорила она. — Это не только великий поэт, но и великий гражданин...

          По-видимому, это и был заведомо готовый ответ на ее дурацкий вопрос.

          Только и всего, думаю?

 

          © С.Довлатов. Заповедник


Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 21-07-2017 | 13:22:58

Сначала повинюсь перед Леонидом Брисовичем: я опять в спешке стала отвечать редакции, а не там, где положено. Ругайте меня, Леонид Борисович! Сегодня мне это на пользу. 

Я очень рада тому обстоятельству, что такие разные люди, как Довлатов, Юрий и я - мы мыслим одинаково. Мои мысли по поводу "уголка" те же самые. Хочу обратить внимание на ещё одно обстоятельство: В.Егиазаров назвал Пушкина "государственным поэтои", то есть по сути убил его вторично. Нет и не может быть "государственных поэтов". Если государство присваивает себе поэта, то он тпропадает в глазах современников и потомков. К счастью, в случае с Пушкиным подобное утверждение - ложь. И ещё об одном скажу сейчас: А.Лукьянов, защищая идею "уголка", ловко подменяет понятия: он говорит: нужен уголов Пушкина, так как у итальянцев есть Данте, у англичан Байрон, у немцев Гёте, а у нас Пушкин. Получается, что у всех перечисленных народов есть уголки названных гениев поэзии.  Не слыхала и не читала об уголке Гёте или других гениев. Есть памятники, есть книги, есть музеи, но всего этого хватает и у нас. Но "красные уголки", где совершались культурно-массовые мероприятия, такого надругательства над памятью поэта не устраивал никто. При словах "красный уголок" - а это словосочетание самое частотное (проверила по ГУГЛУ) - я вспоминаю тот красный уголок из "Бриллиантовой руки", в котором героиня Морд.ковой готовилась разоблачать героя Ю.Никулина, "не нашего человека", п.ч. "наши люди в булочную на такси не ездят". И ещё вспоминается "красный уголок", в котором Швондер устраивал свои бесконечные спевки.

Такой "красный уголок" хотят устроить для Пушкина.

А.М.Сапир

Тема: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 21-07-2017 | 13:31:29

...ага, ага... в уголке на тумбочке стоит гипсовый бюстик самого

главного сочинителя, обрамлённый нарядным российским 

триколором и бело-жёлто-чёрным имперским прапором...

а в зале сидят фанатики поэта, кто за тихими играми,

кто с потрёпанным томиком стихов "нашего всего"...

и торжественная благоговейная тишина... :о)))bg

Тема: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 21-07-2017 | 14:04:52

Да, Иван Михайлович!

Но цвет флвгв будет меняться, я думаю.

Время от времени.

А в руках у читателей будут иногда Пушкин, иногда

В.Егиазаров (эквивалент), иногда П.Губер, чья книга "Донжуанский список Пушкина" в числе лучших.

А над входом, как над Дантовым адом, будет соответствующая надпись: "Я книги чту, но не читаю. Оберегаю их от мух. Я чту сокрытый в книгах дух..." (цитирую по памяти, проверить уже некогда). Это из "Похвалы глупости" Эразма Роттердамского.

А.М.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вячеслав Егиазаров

Дата: 21-07-2017 | 16:03:18

Вот уже и святая троица образовалась: Ася Сапир - Юрий Лифшиц - и Бедный Ваня!


А не кажется ли вам, господа, что выступая как бы за, вы треплете непристойно имя Великого Русского Поэта.



Ну, кто такой Егиазаров? Ну, любит он Пушкина и свои творения о нём! Ну и Бог с ним! Мало ли таких?...


Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Александр Лукьянов

Дата: 21-07-2017 | 16:45:18

А всё потому, что бездарности или пишущие со скромными способностями всегда настроены против гениев и вообще талантов. То есть памятники - это хорошо, они есть во всех странах, где есть их великие поэты, музеи - хорошо, потому как есть и у них. Бесконечные книги, монографии,фильмы это тоже хорошо, ибо у НИХ тоже есть. А вот у них нет уголка того же Гёте, или Лонгфелло, или Уитмена, значит и у Пушкина не должно быть уголка. 

Дело не в самом слове "уголок" - хотя он не очень здорово смотрится. Дело в генетическом отвращении к величию тех, кем гордится Россия. 

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 21-07-2017 | 17:31:04

...наш Славик Сашку возлюбил

его порыв был чист и светел,

зря Фараоныч тратил пыл,

ему Сергеич не ответил...


:о)bg


PS

a propos, не достаточно ли про любовь?..

иначе у вас, господа, Александр Сергеич фиалками скоро какать начнёт... в силу особенности своей духовной организации... 

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 21-07-2017 | 21:26:20

...А всё потому, что бездарности или пишущие со скромными способностями всегда настроены против гениев и вообще талантов.

А. Лукьянову. А где критерии? Спрошу в очередной раз.

 Лосев Алексей Федорович - не последнего разбора человек. А имел свое суждение, отличное от традиционного (как посмел?!:)). Без "хрестоматийного глянца", ч.н. И дело не  истине в последней инстанции. На другой чаше весов, например, речь Достоевского.

Это все грани одного и того же мира, неплакатного, не втиснутого в "уголок". )

 

24. 6. 1971 (запись устной речи). Как всегда тихо в кабинете Лосева.

 Речь зашла о том, что человек в себе должен найти руководство. Надо, чтобы самому нравилось то, что ты делаешь. «Ты сам свой высший суд.» Я спросил А. Ф. о Пушкине.

- Пушкин? Как поэт он неплохой, а как человек… он по натуре мещанин, вел себя в молодости как разгульный мальчишка. То пьянствовал, в 18 лет заработал белую горячку, с декабристами путался, а они его считали хлыщом, ненадежным. Он нигде никогда по-настоящему не служил, финтил, метался, менял увлечения… Потом женился, правда, имел много детей. Но тоже, семейный человек, сделал глупость, затеял дуэль… Это шпана. Выродившееся дворянство. Однако стихи - хорошие. Сделал он, правда, не так много. Вот вещь, «Борис Годунов». А то - стишки, две-три поэмки, читать нечего. Но одаренность большая… За что его люблю - за напевность, немногие имели такой дар. Поэтому когда спрашивают, проза у него или поэзия, то все-таки поэзия. Был поэт не менее одаренный, Бальмонт. Он мог писать прямо набело; легчайший стих, воздушный. Пушкин и Бальмонт - нет, легче их, поэтичнее никто не писал, и в смысле стиха, и в смысле словотворчества. А Есенин? Что в нем такого? Не выношу. Алкоголик безнадежный, имел 20 жен, от всех имел детей, и милиция его сколько раз на улице поднимала…

- А кого вы любите?

- Тютчева.

- Не слишком ли он далек от жизни?

- От мещанства? Да, наверное. Такой же чистоты были Случевский, Минский, предсимволисты. Соловьев, Allegro. Тончайшие стихи. Фофанов. Ну, это, конечно, не идеал, но хорошие, серьезные стихи. Из символистов многие хороши, конечно, и лучше всех Вячеслав Иванов, Данте 20 века. Ученый поэт, такой, что Пушкину не снилось. Простоту я не люблю. «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда…» Ну что это такое? Рекомендую, с Вячеславом Ивановым ознакомься, если еще не знаешь. Возьми его «Corardens», возьми… «Прозрачность», «Кормчие звезды». В эмиграции он написал «Свет вечерний», чудные стихи. Твое это мещанство и твой быт, которые преклоняются перед Пушкиным, - это глупость. Конечно, Вячеслав Иванов поэт для избранных, надо глубоко читать, уметь понимать. Каждый стих у него образ.

А это?..

Я помню чудное мгновенье - нет образа.

Передо мной явилась ты - нет образа.

Как мимолетное виденье - пошлый образ.

Как гений чистой красоты - пошлятина.

Передо мной явилась - банальность.

Как гений - банальность, ничего не видит, никакого образа.

И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь - тоже. Хорошее стихотворение, но - не поэтическое. Он издеватель, у него на все только пшик, ходит, поплевывает на всё: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог - никакого образа. Но, Боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь Не отходя ни шагу прочь! кончается тоже полной пошлятиной. Племянник сидит у постели больного дяди и думает, «когда же черт возьмет тебя» - что за сволочь! И так там всё. Месье Жаке, француз убогий, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, и так далее, проза и издевательство. Его отец понять не мог… Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита - пошлятина и проза и издевательство. Над всем издевается. Только вот Татьяна более или менее прилично. Ленский - так он над романтизмом Ленского издевается. Отвратительное произведение, «Евгений Онегин», отвратительное. Кроме Татьяны, всё остальное пошлятина. Безобразие. Ну, «Борис Годунов» конечно классика, серьезная вещь. Но ведь и тyт тоже над всем издевается. Митрополит жалкая фигура. Чтобы со слезами умолять царя, люди трут луком глаза. Так что это окружение царя все насквозь пошлое. Только сам Борис Годунов сделан более серьезно. Но опять же: тема взята не по плечу, тема шекспировская, а что там шекспировского? И так всё. Или быт, или пошлость, или наплевизм. Поэт хороший, но не настолько, чтобы я перед ним преклонялся. Эпиграммы эти дурацкие, до неприличия грубые, хотя сам-то он барин. Стремился к народу, и если бы не погиб на дуэли, это был бы Некрасов в 60-х годах. В то время как Лермонтов это был бы Достоевский…"

 

Цитируется по книге Владимир Бибихин. "Алексей Федорович Лосев.

Записи устных рассказов, частных бесед и суждений крупнейшего русского философа, профессора Алексея Федоровича Лосева за 1965 - 1988 годы"


Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 21-07-2017 | 21:33:31

...вот - это слова не мальчика, но мужа...

а Фараоныч - большой ребёнок

дитя наивное... :о))bg


PS

...врать однако, не стану, рассуждение это по мощности напора и неукротимому апломбу напомнило наставление  юному инженеру человеческих душ, полотёра, персонажа известного фильма, в исполнении

блестящего актёра Басова...

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 21-07-2017 | 23:06:51

Здесь нужно знать не только о темпераменте Лосева, не только хотя бы краем глаза ознакомиться с его трудами, но понимать, при каких обст-вах его характер ковался. )

 Рассуждение  частное - в качестве лиротступа от кантовских императивов и аристотелевой логики - в частном разговоре. Иллюстрирует предельную искренность. Там дальше прекрасное рассуждение о поэтах. Это разговор не на публику. Людей, которые доверяют друг другу. Разговор двух ученых, учителя и ученика. Но взгляд такой масштабной личности, как Лосев чрезвычайно интересен, независимо от того, разделяю я этот взгляд или нет. Тут, скорее, речь идет о проникновение в суть природы дарования и его воплощения.  О том, что Пушкина, безусловно, волновало.  Иначе бы не было резюме Лосева о П. и Л. в конце этой цитаты.  Тут всё ч.н. "грубо говоря"  - утрировка, присущая разговору, да еще человека, обладающего огромным знанием.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Леонид Малкин

Дата: 21-07-2017 | 23:39:33

Я, также как и Лосев, всегда предпочитал поэту Пушкину поэта Тютчева. Мещанин я и невежда. От "Евгения Онегина" меня ещё в далёкие советские годы подташнивало, учить в школе монологи было наказанием. Однако "маленькие трагедии" Александра Сергеевича мне нравились и не потому что продолжали традиции западных романтиков, а просто я свято верил Пушкину, что Моцарта отравил Сальери. Но Лосев забыл, что у Пушкина была и документальная историческая проза "История пугачёвского бунта". А энто совсем другой коленкор.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 21-07-2017 | 23:59:23

...возьму таки на себя дерзость переча начальству заявить, что Пушкин не стал бы "нашим всем" будучи автором только одной этой повестушки... да и сам Лосев считал его более поэтом... "хороший поэт" комплиман, разумеется, сомнительный, но всё лучше чем "средний", а "разных" в те суровые времена просто ещё не было...

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 22-07-2017 | 00:28:45

Тютчева и я люблю за  - вот именно по определению Лосева - чистоту.. Это, к слову, некий код что ли между людей тютчевского плана (говорю условно)...  

 Как раз о Тютчеве Лосев и говорит, что там ни капли мещанства.


И он ничего не забывал - это всего лишь отрывок разговора, кот. записал Бибихин, а записанные последним лекции, увы, не сохранились.

И "История", и "Маленькие трагедии" - всё блеск, Пушкин тоже исследователь.  Но  мне до сих пор хочется перечитывать и многие его строки:


И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью…


 И снова я еду в Михайловское этой осенью... Потому что судьба Пушкина - само по себе  произведение, если говорить в духе Лосева: идея, пленность, захваченность страстью жизни.

 Другой не менее замечательный мыслитель писал о поэте:

 "... недавно читал опять его хорошие, умные, горячие письма. Так грустно стало, так печально за него, до слез печально об этой темной, мудрой и горячей голове. В нас живет какая-то не совсем разгаданная любовь к Пушкину, вполне настоящая любовь у тех, кто одновременно ничего ему не прощает, ничего не забывает. «До ревности любит дух, живущий в нас»*" ...


* Иак. 4, 5.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Александр Куликов

Дата: 22-07-2017 | 00:50:53

А вот как сам Пушкин отвечает Лосеву:


Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 22-07-2017 | 00:58:54

Я сегодня как раз искала у Фуделя это место в связи, кажется с Достоевским, где он переосмысливает это стихотворение и это "требование", и "священную жертву". Могу ошибаться, т.к. несколько разных книг читаю параллельно. Но вот буквально минуту назад искала, нет уже нет сил после раб. недели. Завтра поищу и отвечу.


Пушкин не отвечает Лосеву, а Лосев никого не оспаривает..

 Мы же не по одному лекалу сделаны. и, по счастью, живем тогда, когда за свои взгляды не будем сосланы на Беломорканал.


ps. Увы, как ужасно выхолостили Пушкина советская школа и советское литературоведение (речь, на всякий случай, не обо всех исследователях), приспособив поэта для своих идеологических нужд. И  старые схемы до сих пор работают. Выражаю свое частное мнение. Именно поэтому и возникают "живые уголки", юннаты, тут Иван прав на все сто, и Юрий тоже. 

Хорошая прививка от такого приспособления Пушкина ко всем нуждам (особенно гражданским и политическим) - читать Валентина Семеновича Непомнящего.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Александр Куликов

Дата: 22-07-2017 | 01:08:51

Точка зрения Лосева на самом деле пошла, как у полотера. Сознательно или нет, но он выводит за рамки своих рассуждений самые глубокие, самые философские стихи Пушкина. И вообще складывается впечатление, что Лосев Пушкина по-настоящему не читал. Только в рамках школьной программы. Лосевские рассуждение о "Евгении Онегине" - вообще верх глупости. Онегин, ждущий смерти дяди у его постели, - сволочь? Конечно, сволочь, но так и задумано автором. Или Лосев не понимает поэзию в принципе, или не чувствует ее, или он попросту дурак. 

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 22-07-2017 | 01:14:57

Еще раз. Приведен пример другого мнения о поэзии Пушкина. Не книга и не рассуждение - мнение, случайно высказанное и так же случайно записанное. Причем обоснованное. Жанры нужно чувствовать. Жанр разговора. это не литературная полемика и не исследование. Приведена цитата была с целью показать, иной взгляд на поэта, вот и все.


 " Или Лосев не понимает поэзию в принципе, или не чувствует ее, или он попросту дурак." - это Вы о Алексее Федоровиче?

 Ну что же, в данном случае, поскольку Вы говорите об исследователе Платона и Сократа, - приходит на ум расхожая фраза. не раз бытовавшая на стр. Пр.у.


Правда ее можно отнести и на счет автора цитаты, но то - Лосев.. )

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Александр Куликов

Дата: 22-07-2017 | 01:24:57

Еще раз: приведено мнение полотера о поэзии Пушкина. Фамилия, регалии, труды не имеют значения. Человек сказал глупость. А то, что философ, исследователь Платона и Сократа, не разбирается в поэзии - это бывает. Вон и Лев Толстой поэзию абсолютно не понимал. 


Впрочем, претензии тут можно предъявлять, скорее, не к Лосеву, а к тому, кто предал гласности сугубо частный разговор. 

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 22-07-2017 | 11:05:57

Александру Куликову.

Гласности  беседы одного русского философа придал другой русский философ. Они опубликованы и изданы книгой (см. ссылку выше). Каждый может купить книгу и прочитать, не только этот фрагмент. К слову, рекомендую, чрезв. полезное для развития ума чтение.

Переписка Пушкина была тоже предана гласности. Как и многое другое.

 Но дело не в этом.

Дело как всегда в том, что если кто-то не согласен  с Вашим мнением, имеет другой взгляд на  литературу, жизнь - значит, он дурак и .. далее следует набор оскорблений, но отнюдь не аргументов (последнее важно). Это не метод ведения полемики.

Это какой-то иррациональный страх попирания своих идеалов. 

Расценивание как посягательство. 

Я могу не соглашаться с взглядом Лосева, но он ничего не затрагивает из того, что мне дорого, например, а объективные вещи только дополняют мое понимание личности Пушкина. 

Я привела лишь часть беседы. Дальше еще интереснее - о Мандельштаме например, о Белом..

В поэзии разбирается точно, и у человека есть все основания ее понимать - это более точное слово, чем разбираться.

И я ему очень верю. ) А Вы не верите, у Вас свое мнение. Но  и только.

Но, повторюсь, мое отношение к поэзии Пушкина не пострадало нисколько.

Что Толстой писал о Шекспире - очень хорошо разобрал Оруэлл в своих статьях, привел достойные аргументы. И слово "не разбирался" тут не подходит.


Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вячеслав Егиазаров

Дата: 22-07-2017 | 01:36:16

Вот уж, что точно, то точно!

Ну уголок, согласен, может быть, не очень вписывается в пространство Великого Поэта. Монументы, там, и музеи есть. А по крымским меркам "УГОЛОК" неплохо. Уютный, наполненный любовью и почитанием...

Слава Богу не "Детская комната" Сапир. Вот уж, где позорище действительно было бы...

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 22-07-2017 | 01:58:15

Кто о чём, а вшивый о бане.

Вам, неуважаемый, до шедевров Детской комнаты, как до луны или звёзд. Не писали бы вы о том, в чём ничего не смыслите.

Вам непременно хочется сделать Пушкина по своему образу и подобию и доказать, что раз вас иногда вдохновляли одни и те же пейзажи, значит, вы - ровня Надувайтесь, надувайтесь, пыжьтесь -

результат всё равно будет не в вашу пользу.

Я сказала всё, что хотела. Моё мнение разделили многие мыслящие люди. Вы пытались этому противопоставить всё, чем 

богаты, чем существуете: клевету, оскорбления. ксенофобский бред, и не смогли опровергнуть ни одного довода ПРОТИВ.

Пушкина не убудет от "красного уголка", убудет (хотя куда более убывать) вас.

Редактор Детской комнаты, которая (ДК) удостоилась такого 

лестного отзывы знатока и в этой области,

А.М.Сапир

На этом плодотворную дискуссию с лучшим поэтом сайта, признанным таковым лучшим литературоведом сайта, завершаю


Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вячеслав Егиазаров

Дата: 22-07-2017 | 02:34:53

Да слава Богу! С демагогами  общаться - себе вредить.

Никакого "красного уголка" для Пушкина нет и не было.

Есть "УГОЛОК  ПУШКИНА", куда вся эта грязь, к счастью, не попала и не должна была попасть. Хорошо хоть у вас ума хватило

это чавкающее болото вынести в отдельный (свой!) пост. И на том спасибо!

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вячеслав Егиазаров

Дата: 22-07-2017 | 02:00:43

Всё так, Александр.

В День рождения поэта дань его памяти отдают во всем мире, а в России пять лет назад этот день – 6 июня – стал официальным праздником поэзии.  Иностранные студенты из Института русского языка имени Пушкина не первый год ставят фрагменты из его произведений, читают стихи, подбирают к ним музыку.

Имя Пушкина в России – одно из самых популярных. И не только тогда, когда говорят о поэзии. Его именем названы город, улицы, станция метро - этот список можно продолжать долго. И его решили продолжить в Институте русского языка имени Пушкина.

Вот поэтому для, меня лично, Пушкин Государственный Поэт России.  Это не ложь, как утверждает А. Сапир, это моё восприятие Александра Сергеевича Пушкина.

Тема: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вера Никольская

Дата: 22-07-2017 | 09:34:36

Название постинга соответствует содержанию.

Столько грязи - уму непостижимо. Льют грязь друг на друга и на нашего гения заодно со ссылкой на знаменитые имена.

Бедный-Горький, Вы с Егиазарова перешли на Пушкина и пошли в разнос. Подумайте на досуге, надо ли так опускаться. Пушкину Ваши заявления не повредят, а лично Вы разрушаетесь на глазах.

Вячеслав Егиазаров, не стоит вступать в прения, не стоит что-то кому-то доказывать, если люди изначально настроены враждебно .

Александр Куликов, абсолютно с Вами согласна. Вы Умница. На Дальнем Востоке живут прекрасные люди, не развращённые столичным высокомерием, цинизмом и пошлостью. 

Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 22-07-2017 | 13:17:20

...да ладно, Вер?.. и чего такого лишнего я сказал?.. :о))bg

а я всего-то выразил своё частное мнение, отнюдь не претендующее на "истину в последней инстанции"... и вообще, мне ближе кредо другого,

не менее даровитого, осмелюсь утверждать, поэта:


...я не люблю фатального исхода

от жизни никогда не устаю

я не люблю любое время года

когда весёлых песен не пою

я не люблю холодного цинизма

в восторженность не верю и ещё

когда чужой мои читает письма

заглядывая мне через плечо

я не люблю когда наполовину

или когда прервали разговор

я не люблю когда стреляют в спину

а так же против выстрелов упор

я ненавижу сплетни в виде версий

червей сомненья почестей иглу

или когда всё время против шерсти

или когда железом по стеклу

я не люблю уверенности сытой

уж лучше пусть откажут тормоза

досадно мне что слово честь забыта

и что в чести наветы за глаза


...когда я вижу сломанные крылья

нет жалости во мне и неспроста

я не люблю насилья и бессилья

вот только жаль распятого Христа

я не люблю себя когда я трушу

досадно мне когда невинных бьют

я не люблю когда мне лезут в душу

тем более когда в неё плюют

я не люблю манежи и арены

на них мильон меняют по рублю

пусть впереди большие перемены

я это никогда не полюблю...


вот так как-то, Вер...




Тема: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Елена Неменко

Дата: 22-07-2017 | 14:13:41

 Вань, а что ты скажешь про отношение этого  

другого,не менее даровитого, по твоему утверждению , поэта к Александру Сергеевичу :

 В книге “Владимир, или прерванный полёт” М. Влади пишет: “Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, – это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь, и время от времени, перечитываешь, – это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, – это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, – это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы,– это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, – это маска Пушкина.

Твоя последняя роль – Дон Гуан в “Каменном госте”. Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себя всё русское Возрождение. Он – мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно… ты носишь его в себе. Он – твой кумир, в нём соединились все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать”.

Тема: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 22-07-2017 | 18:45:34

...что мне, Елен, остаётся на это сказать?.. будь мы поближе, я бы ему напомнил: "не сотвори себе кумира, Семёныч..."... а к Марине его настоящие друзья по-разному относятся... к мемуарам её, во всяком случае...

Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 22-07-2017 | 16:58:48

Уважаемая Вера!

Я высказала свою позицию. Повторяться не буду - у меня нет времени.

Хочу только заметить, что обобщение типа " "На Дальнем Востоке живут люди, не развращённые высокомерием, цинизмом и пошлостью" абсолютно адекватны другим, например, " все евреи корыстолюбивы" или " все, кто живёт вне России, не имеет права любить Пушкина" и тому подобное, несмотря на разные, казалось бы, знаки - плюсы и минусы. Касается это и А.Куликова, хотя сегодня он демонстрирует позицию взвешенную.

Будьте благополучны.

А.М.Сапир

Тема: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вячеслав Егиазаров

Дата: 22-07-2017 | 18:31:09

Спасибо, Вера! 

Тема: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вера Никольская

Дата: 23-07-2017 | 09:04:20

"Платон мне друг, но истина дороже."(Аристотель)

Уважающий себя человек всегда отдаст предпочтение истине.

Поэтому поведение Александра Куликова совершенно естественно.

Хотя на сайте есть персонажи с другим стилем поведения.

Тема: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Юрий Садовский

Дата: 22-07-2017 | 14:23:58

Вновь по Михайловским аллеям

Те, кто разумен опосля,
Гоняют эхо, сожалея,
Что родились в другое/дурное время,
А то бы – к Пушкину в друзья!

Спасать, – не просто гордость нашу,
Не фигурально, – "наше всё"!
От... Боже мой, подумать страшно!
Завидев полчища отважных
"Друзей" – в очах пожар: "Спасем!"

... Простите, Александр Сергеич,
Что без участия брожу
По тем местам, где так сердечно
Невечное кричит о вечном,
Где я наитием твержу:

"Оставьте Пушкина в покое.
Ну, на дуэли!.. Ну, убит!.."
А впрочем, что это такое –
Я, капля, говорю о море?
Оно само себя хранит.


Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 22-07-2017 | 18:48:34

...Пушкин непоругаем, типа?.. тем не менее, стихотворение правильное... :о)bg

Тема: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Юрий Садовский

Дата: 22-07-2017 | 22:12:54

Состоявшаяся, могучая личность, представшая пред Господом...
Что еще тут можно сказать?!.

Тема: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 22-07-2017 | 22:27:19

...хе-хех... боюсь что "нам не дано предугадать..." перед кем этот шалопай там предстал... :о))bg

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Юрий Садовский

Дата: 23-07-2017 | 10:20:25

   Чем значительнее личность, тем больше охотников похлопать по плечу, втиснуться в тесный круг общения, а не удается сие, так хоть плюнуть в славного человека, оклеветать... И после смерти нет ему покоя! Несть числа охотникам – погреться у костерка чужой, немеркнущей славы, создать лилипутское сообщество рьяных почитателей великана, паразитирующее на его имени своего пигмейского имени возвышения ради... Тьпфу, да и только! 
    Но, слава Богу, есть другие люди! К примеру, Леонид Каночкин, пишущие, хоть и не шедеврально, но явно с любовью и состраданием: 

   "...  Ужас сопровождал их бой. Они дрались, и дрались на смерть. Для них уже не было примирения, и ясно видно было, что для Пушкина была нужна жертва или погибнуть самому...
На коленях, полулежа, Пушкин целился в Дантеса в продолжение двух минут и выстрелил так метко, что, если бы Дантес не держал руку поднятой, то непременно был бы убит; пуля пробила руку и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира, причем все же продавила Дантесу два ребра.
Придя в себя, Пушкин спросил у д`Аршиака:
– Убил я его? 

–  Нет, – ответил тот, – вы его ранили.
–  Странно, – сказал Пушкин, – я думал, что мне доставит удовольствие его убить, но я чувствую теперь, что нет... Впрочем, все равно. Как только мы поправимся, снова начнем.
Как видим, дуэль задокументирована до мельчайших подробностей, и этот документ изображает Пушкина жаждущего крови, Пушкина, одержимого ненавистью. Будучи раненым, он думает только об одном: как быстрее поправиться, чтобы опять повторить это жестокое безумие с начала.
   И вот Пушкин на смертном одре и здесь мы видим совсем другого Пушкина.
Он согласился исповедаться:
– За кем прикажете послать?
– Возьмите первого, ближайшего священника, – отвечал Пушкин.
Послали за отцом Петром, что в Конюшенной.
Княгиня Мещерская-Карамзина впоследствии вспоминала:
Он исполнил долг христианина с таким благоговением и таким глубоким чувством, что даже престарелый духовник его был тронут и на чей-то вопрос по этому поводу отвечал: "Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, когда я скажу, что я для себя самого желаю такого конца, какой он имел".
   Часто исповеди в православии носят лишь формальный характер. Я думаю, что священник, у которого исповедовался Пушкин, слышал много формальных исповедей, и я не думаю, что он был бы так тронут исповедью Пушкина, если бы его исповедь была формальной. Но, очевидно, Александр Сергеевич не просто исповедался; он покаялся в библейском значении этого слова. Cотворите же достойный плод покаяния, (Мф. 3:8) - сказано в Библии. И Пушкин принёс достойный плод. Он от всей души простил Дантеса, к которому только вчера питал неистовую ненависть. Вот документальные свидетельства:
Подозвав Данзаса, Пушкин просил его записывать и продиктовал ему все свои долги, на которые не было ни векселей, ни заемных писем. Потом он снял с руки кольцо и отдал Данзасу, прося принять его на память. При этом он сказал Данзасу, что не хочет, чтоб кто-нибудь мстил за него, и что желает умереть христианином.
Данзас (секундант Пушкина не путать с Дантесом), сказал ему, что готов отомстить за него тому, кто его поразил.
"Нет, нет, – ответил Пушкин, – мир, мир".
  И далее:
Пушкин просил сперва князя Вяземского, а потом княгиню Долгорукову на том основании, что женщины лучше умеют исполнить такого рода поручения: ехать к Дантесам и сказать им, что он прощает им.
Мы все знаем из Евангелия историю разбойника на кресте, который в свой смертный час исповедал Иисуса Господом, и Господь ответил ему: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю. ( Лук.23:43) И Пушкин, подобно разбойнику на кресте, на смертном одре принёс достойный плод покаяния простивши своего врага, и поэтому есть все основания считать, что он обрёл спасение"

... Эх, Ваня, Ваня!

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 23-07-2017 | 11:33:29

...эх, Юра, Юра...

имея достаточно богатое воображение, а Каночкину вашему, я вижу, в нём не откажешь, можно легко себе представить, как "заваливший" недруга в честном бою, гуляка и бретёр Александр Сергеич Пушкин отмечает убийство Дантеса, в каком-нить ресторане, под цыганские пляски, в случае удачного для него исхода... а на смертном одре человеку (лю-бо-му, наверняка) приходят в голову уже совсем другие мысли... и я боюсь, что райские кущи настолько переполнены раскаявшимися грешниками, что несчастным праведникам там и пристроиться-то негде... если только последние не "шестерят", прислуживая первым, чему собственно не приходится сильно удивляться, видя исключительную набожность "корифеев" преступного мира... :о)bg


PS

a propos, уж если бы действительно "подрались" они по-плохому, ну один другому нос бы расквасил, а тот ему фингал под глаз посадил, а потом обнялись бы, закончив драку, да и выпили понемножку, как следует, и посмеявшись столь ничтожному поводу, живые и здоровые отправились по домам... заниматься любовью со своими ветреными бабёнками... и не обязательно каждый со своей... такие уж обычаи, впрочем, и у нынешней богемы...

Тема: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 23-07-2017 | 16:15:31

Снисходительно относящийся к творчеству Пушкина подобен обладателю смартфона, считающего себя продвинутей Ньютона.


Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 23-07-2017 | 16:49:25

...Сергей, но хоть изобретатель упомянутого гаджета может себе некоторое чувство превосходства позволить?..

Тема: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 23-07-2017 | 18:59:19

Можно позволить себе чувство временного удовлетворения при успешном выполнении задачи ("Ай да коллектив разработчиков, ай да сукин сын!")

Тема: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вера Никольская

Дата: 24-07-2017 | 20:29:54

Вячеславу Егиазарову


Поработал модератор, и часть реплик исчезла, в том числе Ваша последняя реплика про разных Пушкиных. Вы правы мы, любим Пушкина-романтика, а наши оппоненты любят другого Пушкина - автора "Телеги жизни".

Они в принципе не любят романтику. Поэтому не любят и Ваши стихи. Они любят реализм, скептицизм, цинизм и т.д. Почитаешь подобные стихи - и хоть стреляйся, хоть вешайся. Жизнь сама по себе - штука трагичная, не каждому под силу пройти весь путь с сияющей улыбкой, а наша жизнь в нашей стране, вообще, сплошные катаклизмы А тут ещё стихи сыплют соль на раны.

Я лично предпочитаю стихи, которые помогают оторваться от обыденности и воспарить. Вот Ваши стихи помогают мне на Урале, где полгода стоит зима, снова и снова созерцать мой любимый Крым, дышать его ароматами, бродить по крымским местам и даже слышать шум моря... Спасибо Вам за этот кайф.

Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вячеслав Егиазаров

Дата: 25-07-2017 | 01:22:51

Спасибо, Вера! Вы тоже радуете мою душу верной и постоянной любовью Крыма. А модератор, как я понимаю, оберегает нервную систему члена редколлегии, которая не удосужилась поздравить Пушкина в его День Рождения, но проявила бурную деятельность по очернению его имени, когда День Поэта перешёл в долгоиграющую фазу.  Как это терпеть? Да передёрнуть пост с пушкинской темой на себя. И вещать о своих якобы заслугах в трактовке образа Поэта.

Спасибо, Вера, за поддержку!

Тема: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Геннадий Куртик

Дата: 24-07-2017 | 23:21:58

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.


В этом четверостишии для меня особо значима вторая строка, поскольку она соответствует моему сердечному опыту, связанному с чтением стихов Пушкина. Читая Пушкина, ощущаешь себя порядочным человеком. Вдруг понимаешь, что есть и в тебе искра Божия, нечто достойное уважения. Как будто напился живой воды. Прочитал – и жить хочется. И чувство благодарности – к Богу ли, за Его дар, к самому ли Пушкину за то, что не оставил свой дар втуне, вообще к жизни, которая не только ужасы содержит, но и такие сокровища чистоты, красоты и разума, рядом с которыми жить нескучно и небезнадежно.

Есть и другие поэты, стихи которых воздействуют на меня аналогичным образом. Но Пушкин стоит, безусловно, на первом месте.


Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 24-07-2017 | 23:38:24

Уважаемый Геннадий!

Пробуждать "чувства добрые" в "жестокий век" - это действительно

высокая цель. Мне хотелось бы к этому добавить, что творчество Пушкина делится  на романтическое и реалистическое только хронологически: пафос ВСЕГО творчества тот самый, который сформулирован в "Памятнике" (Вы его выделили как главный ).

Даже нынешняя полемика показала, что Пушкин не прочитан

так, как того заслуживает. И не нуждается он в ещё одном признании в любви, а нуждается в прочтении и понимании на современном уровне.

Согласны вы со мной?

А.М.Сапир 

Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вера Никольская

Дата: 24-07-2017 | 23:46:03

Геннадий, как Вы замечательно выразили своё восприятие Пушкина именно через сердечный опыт. Как замечательно, как замечательно...

Спасибо Вам.


Тема: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 24-07-2017 | 23:54:52

...Вера, дорогая моя!.. декларировать можно что угодно, а приведённые Геннадием строчки чистой воды декларация, так желаемое высокочтимым Александром Сергеичем, "на голубом глазу" выдается им за действительное, но благими намерениями мостят дороги... вы и сами знаете куда... :о)bg

Тема: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Александр Лукьянов

Дата: 26-07-2017 | 11:58:49

несколько поздно прочёл высказывания Лосева о Пушкине. Мол. великий учёный, значит, прав. Я Лосева читал ещё студентом. И потом его Античную эстетику осилил. Большой учёный, но согласен с Куликовым, ничего в поэзии не понимает. И путает характер главных героев, реалии произведения с мастерством и качеством поэзии. Герой может быть какой угодно. Да Онегин -слабак. Хотя и не подлец. Сюжет не очень сильный. Годится для рассказа небольшого. Но сколько поэзии в онегинских строфах. это ГЕНИАЛЬНЕЙШАЯ ПОЭЗИЯ. В школе изучают образы романа Пушкина. Это банальность филологическая. Главное в романе - стих. Ироничный, умный, лёгкий, какие описания природы ,сельской жизни , какие характеристики общества. Давайте хулить Дон Жуана Байрона, или Дон Жуана Моцарта. Герой - подонок, распутник,  дрянь полная. И значит и Моцарт тоже дрянь, изменял жене, тоже распутник. Всех распутников (Пушкин, кстати, в 18 лет не белой горячкой болел, а триппером) вычеркнем из разряда гениев. А кто останется? не распутников среди гениев нет. Есть среди моральностойких учёных. 

Конечно, кому - поп, кому - попадья, кому- попова дочка. Кто Тютчева любит, кто Фета, кто Блока, кто Лермонтова, кто Вяч.Иванова. Хотя он более известен, как переводчик. Как поэт - увы. Так что спорить нет смысла. Ругать Пушкина можно за его характер и поведение. Но его поэзия - это что-то удивительное. Не ощущать такой мастерской поэзии - значит не понимать в поэзии ничего. Именно в поэзии как музыке слова, а не в тексте с каким-либо благообразным сюжетом. Честно говоря, большинство учёных поэзию не ощущают. У них другой склад ума. Рациональный. Даже у филологов. Они по полочкам раскладывают поэзию, не всегда чувствуя её красоту и музыкальность. 

Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Вера Никольская

Дата: 26-07-2017 | 19:48:03

Александр Лукьянов, Ваши высказывания, как всегда,  абсолютно точны.

Какие вы замечательные - два Александра, Александр Лукьянов и Александр Куликов, что защищаете своего тёзку Александра Пушкина от учёных, не чувствующих поэзию. 

Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 26-07-2017 | 22:18:42

Ругать или хвалить Пушкина - занятие абсолютно непродуктивное.

Его поэзию надо читать и стараться понимать. Впрочем, данная реплика вполне на уровне утверждения, что Л. Толстой не любил и не понимал поэзии.

Это утверждение далеко от истины. Л.Толстой  любил поэзию А.Фета. Более того, именно Л.Толстому принадлежит формула, настолько глубоко характеризующая новаторский характер поэзии Фета, что делает честь профессионалу-литературоведу.  Толстой говорил о "лирической дерзости" его стихов.

О преподавании "Е.О" в школе. Так, как об этом говорится в реплике, работают случайные люди в школьном образовании. 

Зачем же ориентироваться на них?

Люди, которые судят о предметах, не лежащих в сфере их интересов, и при этом говорят так, будто им-то как раз истина известна лучше, чем другим. (у американцев нет понятия родины;

у филологов ум рациональный и т.п.), вызывают сострадание.

А.М.Сапир

 

Тема: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Александр Лукьянов

Дата: 27-07-2017 | 12:31:37

А что, разве у филологов ум не рациональный:))  То есть филологи не учёные, получается, по Вашему. Ибо учёным свойственен, прежде всего, рационализм в подходе. Сострадание вызывают потуги людей строить из себя больших специалистов по части разбора поэтических и др. текстов. Учиться можно сколько угодно и махать дипломами. Я без всяких дипломов написал 4 статьи по английский поэзии XVI-XVII веков. Оценённых как раз таки университетскими специалистами. Ну если хотите сострадать, сострадайте:))

Тема: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 27-07-2017 | 13:21:52

Знакомая присказка: "Мы университетов не кончали..."

Оно и видно.


Тема: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Александр Лукьянов

Дата: 27-07-2017 | 16:22:41

Конечно, видно, по моим книгам:)) Которые находятся не только в российских библиотеках, но некоторые есть в чикагской и британской нац. библ.

Тема: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 26-07-2017 | 22:09:31

А где написано, что если великий ученый, то всегда прав?

 Я отвечала на тезис о "бездарностях" ( см.  выше реплики Лукьянова).

А из чего следует, что Лосев не чувствовал поэзии Пушкина? Вообще поэзии - читай дальше, что у него написано о Иванове, о Мандельштаме.

Мы не можем ругать Пушкина за его жизнь. Мы можем только ругать своих детей и то до определенного возраста.

А когда мы говорим: кто-то, мол, не  разбирается в поэзии, не означает ли это, что себя мы подразумеваем  разбирающимися?

Переводчик Лукьянов разбирается в поэзии?

Леонид Малкин  - разбирается ли он в поэзии? В ведь см. выше - тоже об "Онегине" высказался в похожем лосевском ключе. А мы-то и не знали... )

Опять же спрошу, а где критерии?

Что вообще это такое - разбираться в поэзии? Понимать ее, чувствовать - другое, действительно, сколько людей - столько и пониманий.

  Существует определенная честность, когда назначенному "государственным" поэту можно предпочесть другого, но это не будет означать неумения разбираться в поэзии, какого-то предательства по отношению к святому имени и пр.

К слову, Лосев  отзывается о поэзии Пушкина замечательно. Оказывается, мало читать внимательно. Надо понимать сочетания значений слов, поскольку разные люди вычитывают из одного отрезка текста совершенно разное. Им ведь важно - в чьих устах. Для иных - в дорогих устах и мат фиалками пахнет.

 

Можно любить у одного автора одни произведения и не принимать другие - те, что хрестоматийно (или сегодня - общепринято) ценят и любят множество людей. Означает ли это опять же неумение разбираться в поэзии?

Обобщение "большие ученые не разбираются..." опровергается так же легко, как изначальный тезис "бездарности или пишущие со скромными способностями всегда настроены против гениев и вообще талантов..." Обобщение суть те же декларации.

 Конкретика дается немногим.

 Книга, которую я цитировала, состоит из двух частей. Там еще и записи Бибихина о Сергее Аверинцеве. Вот - ученый и поэт. Сразу приходят на память ученые и поэты в одном лице. ) Их немало. Но они, вишь ты, в поэзии не разбираются.

Ломоносов, как живой, встает перед мысленным взором. ))

Лосев разбирался еще как. В философии, филологии, искусстве. Читала эти заметки неотрывно..

Не хочу здесь приводить цитат интереснейших размышлений, книга есть в продаже, но любознательный и глубокий читатель, прочитав ее, увидит - Лосев поэзию любит, чтит, говорит очень тонкие вещи, подмечает нюансировку.

А после  - для контраста - можно пролистать ленту откликов наших разбирающихся в поэзии комментаторов.

Наглядно!

 

Честность дело редкое вообще. Безопаснее, привычнее, легче делать вид и принимать общепринятую точку зрения - в любые времена.

 

 

ps. Когда включается капслок - первый признак, что  аргументов нет никаких. ) )


Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Челюканова Ольга

Дата: 26-07-2017 | 22:17:48

Ольга, не "оБ Сергее Аверинцеве", а "о Сергее Аверинцеве".

Тема: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 26-07-2017 | 22:24:20

Спасибо Ольга, я сегодня весь день занималась вычиткой текстов, устала.

Тема: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 26-07-2017 | 22:28:33

эээххх, Ольг, надо было исправить так "об Аверинцеве Сергее"... :о)))bg

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 26-07-2017 | 22:32:28

Вообще он для всех - Сергей Сергеевич. Так почтительно о нем пишут и говорят. Но я сэкономила силы. И тут такая маленькая мстя случилась.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Челюканова Ольга

Дата: 26-07-2017 | 23:43:53

Да, Ольга, вычитывание, редактирование - трудная, монотонная работа...."Глаз замыливается"...

Поздравляю, Оля, с недавними именинами!

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 26-07-2017 | 23:59:33

Спасибо, Оля, взаимно! 

Разные бывают жанры в работе - не соскучишься, но  есть у меня отдушина: папка с названием "Перловка".

 Глаз замыливается точно. 

Пять раз читали, а на корешке супера вылезло "Боттиччелли".


  Один, покойный уже, редактор говорил мне некогда: "Не ропщите на них - он наши кормильцы". ))

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Челюканова Ольга

Дата: 27-07-2017 | 00:21:52

А уж казус в фильме "Зеркало" страшно и вспоминать...

:))

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Валентин Литвинов

Дата: 28-07-2017 | 07:39:14

Ольга, у поэта Бурятии Владимира Липатова были миниатюры-воспоминания о писателях , которые назывались "Пёрлы".

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 28-07-2017 | 21:18:27

Ну так это старо как мир, Валентин, этот велосипед  открывали многие. В смысле названия. О поэте таком не знаю, увы. Знаю из Бурятии Виктора Балдоржиева.

 Кстати я вспомнила, что написала поначалу " об Аверинцеве", а потом решила добавить имя, предлог не поменяла.

 Очень много опечаток возникает при поспешном редактировании.

 Но у меня коллекция многолетняя, я ее перечитываю  в минуту уныния - и излечиваюсь тут же. Надо будет кое-какие вирши с нашего сайта туда поместить. 

 Понятно, что это ДСП ))

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Валентин Литвинов

Дата: 29-07-2017 | 08:46:55

Ольга, если быть точным, то Виктор Балдоржиев - уроженец Ононского района Читинской области и житель Читы, а не Бурятии. А Владимир Липатов умер ещё в прошлом веке.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 29-07-2017 | 13:52:09

 И все равно мы с ним одной крови. ) У меня отец родом с Селенги. И его именем названа улица в пос. Ильинка.

Почитала Владимира Липатова и о нем. Хорошие стихи, основательные, Может возьметесь подготовить материал для  рубрики "Память" об этом поэте? Народный поэт Бурятии. Что-то мне отец, помню, говорил... 

Тема: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 26-07-2017 | 22:28:17

Уважаемая Ольга,

очевидно, в этих случаях есть некоторые допущения. Например, книга Неймана об Анне Ахматовой называется "Рассказы О Анне Ахматовой. Книга вышла в солидном издательстве и выдержала два издания.

А.М.Сапир

Тема: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Челюканова Ольга

Дата: 27-07-2017 | 00:41:42

Уважаемая Ася Михайловна! Здравствуйте!

Извините, что отвечаю поздновато: я подумала, что это

другой Оле, но словила в личку.

Книгу сию не видела. С такой опечаткой бы и не купила.

Ну, а как звучит, например, "О ОЛЬГЕ"? На Ваш слух.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 27-07-2017 | 01:10:06

Думаю, что это звучит  очень плохо, Оля.

Я пока не могу объяснить, но ищу в разных словарях и справочниках, почему допустимо "О  Анне Ахматовой".

Я не могла не купить: Нейман много лет был секретарём Ахматовой. Кроме того, он из той четвёрки, которую после смерти А.А.А. называли ."ахматовскими сиротами", куда входил и Бродский. Это ближайшее окружение А.Ахматовой наряду с Л.К Чуковской.

А.М.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Валентин Литвинов

Дата: 27-07-2017 | 04:30:00

Уважаемая Ася Михайловна! Извините меня за вторжение, но жалея Ваше время и силы, хотел бы отговорить Вас от бесполезных поисков. Ни в одном словаре Вы не найдёте рекомендации по употреблению именно такого варианта: "о Анне". Но он оправдан чисто фонетически. Дело в том, что при произнесении словосочетания "об Анне Ахматовой"  некоторым чутким читателям может послышаться "о бане ахматовой". И Анатолий Найман, чтобы избежать этой двусмысленности, применил этот не совсем корректный вариант. Кстати, для Вашего имени-отчества тоже предпочтительно  "о Асе Михайловне", так как при произнесении фразы"об Асе Михайловне" может послышаться "о Басе Михайловне" . А это уже совсем другое имя.

С уважением 

Валентин 

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 27-07-2017 | 08:46:47

Спасибо, Валентин!

Соображения интересные. 

Каюсь, никогда не пыталась "подставить" одно имя под другое. 

Никогда не играла с именем Анны Ахматовой.

Впрочем, и со своим тоже. 

Мама была поклонницей И.Тургенева, поэтому всем своим детям дала имена тургеневских героев.

А.М.

Тема: Re: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Ася Сапир

Дата: 26-07-2017 | 22:23:59

Я только что, независимо ни от кого, написала почти то же самое.

А.М.Сапир

Тема: Re: "О времена! О нравы!"

Автор: Модератор

Дата: 28-07-2017 | 10:23:47

Господа, здесь тема закрыта. Много комментариев. Продолжение темы здесь http://www.poezia.ru/forum/posts/554