Поэзия зависти

Автор: Леонид Малкин

Дата: 07-04-2017 09:38:50

"Евтушенко видел в Бродском конкурента на поэтическом поле. Бродский — нет. Но не мог коллегу не замечать — слишком уж Евтушенко был громогласен и популярен, любые двери ногой открывал. Евтушенко, наверное, соревновал Бродскому. Безуспешно, разумеется. А Бродский, скорее всего, завидовал Евтушенко. Тоже тупик."  


Рекомендую эту очень любопытную статью Дениса: Драгунского https://www.gazeta.ru/comments/column/dragunsky/10612247.shtml

Тема: Re: Поэзия зависти

Автор: Ася Сапир

Дата: 07-04-2017 | 12:59:18

Драгунского прочла. 

В моём поэтическом поле оба они - Бродский и Евтушенко - живут дружно, не ссорятся и не завидуют. Зависть не созидательна. И всё  же: Бродский - гениален, потому что открывал новые миры в поэзии. От рифм до магистралей. Евтушено - впрочем, я об этом писала недавно в связи со смертью поэта. А сказать о Пушкине, что он придворный поэт, значит, ничего не понять в трагедии Пушкина, приведшей его к гибели.

А.М.Сапир

Тема: Re: Поэзия зависти

Автор: Иван Котельников

Дата: 07-04-2017 | 14:20:10

Вот любопытная статья Анатолия Салуцкого «Как Бродский подставил Евтушенко»: http://svpressa.ru/culture/article/163637/.

Ее вывод: Иосиф Бродский незаслуженно обвинил Евгения Евтушенко в связях с КГБ, заранее зная о решении советских властей о своем выезде из России (убежден, это был именно отъезд, а не принудительная высылка из Союза, тем паче - изгнание). Хотя, да, сомнения остаются: свидетельствует всё же Салуцкий, а не лично Бобков из КГБ.


Теперь что касается конфликта между поэтами. Если у Бродского и было какое-то сильное чувство по отношению к Евтушенко, то не зависть, а ревность. КМК. Да, мне не нравятся стихи Евтушенко. Но почему нужно непременно вставать на сторону Бродского?


Известно, Евтушенко неоднократно ему помогал: включал в состав участников различных поэтических вечеров, пытался пробить публикации. Вообще - всячески демонстрировал своё расположение.

Вот цитата из интервью художника Олега Целкова В. Полухиной: «Бродского Евтушенко раздражал. Очень часто он бывал по отношению к нему в высшей степени несправедлив. К примеру, Евтушенко обращается в «инстанцию» с просьбой-советом выпустить Бродского за границу: «Не держите его, отпустите его, он хочет уехать». А Бродский, уже попав в Штаты, перевернул всё наизнанку: «Меня Евтушенко советовал выгнать в шею».

А ведь эту точку зрения, что Евтушенко просил «инстанции» выпустить Бродского из Союза, подтверждает и Евгений Рейн, который весьма осведомлён о делах Бродского. Более того, Рейн свидетельствует, что Евтушенко хлопотал за Бродского перед всемогущим Юрием Андроповым. Об этом, кстати, пишет Полухина в книге «Иосиф Бродский: жизнь, труды, эпоха»: «По свидетельству Е. Рейна Е.А. Евтушенко при встрече с председателем КГБ Ю.А. Андроповым попросил не преследовать Бродского, а дать ему уехать из страны. Е. Рейну он сказал: «Дела Бродского в порядке - он сможет уехать».

Между прочим, примерно через полгода после выезда Иосифа Бродского из Союза Евтушенко в письме к начальнику ОВИРа УВД Ленгорисполкома Бокову обратился с просьбой разрешить матери Бродского двухмесячную поездку к сыну в США.

Если Евтушенко интриговал и плёл заговоры, зачем ему пытаться помочь воссоединиться семье Бродского? Кстати, обвинения со стороны Бродского в адрес Евтушенко зазвучали тогда, когда стало ясно: Евтушенко помочь не сумеет, не та весовая категория (в дальнейшем в этом деле в помощниках у поэта будут ходить даже конгрессмены США, причём десятками).

Совпадение?

 

Мое отношение к этой истории таково: эстетически я на стороне Бродского, этически – на стороне Евтушенко. А этика – мать эстетики. Бродский, на мой взгляд, выдвинул заведомо лживые обвинения в адрес Евтушенко.

 

Впрочем, Иосиф Бродский порой утверждал (есть даже его интервью с таким названием), что для него эстетика – мать этики… Выходит, у Бродского было другое видение ситуации.


Тема: Re: Поэзия зависти

Автор: Михаил Рахуно́в

Дата: 09-04-2017 | 02:15:07

Бродский-поэт, конечно же, вряд ли завидовал Евтушенко-поэту — ...разница в поэтическом качестве была очевидна для самого Бродского и для его, так сказать, референтной группы. Упаси Боже сказать, что Евтушенко «хуже» Бродского! У него есть превосходные строки и строфы и целые поэмы, а у Бродского — встречаются слабые, вяловатые. Но они существовали в разных поэтических мирах — во всем, от реалий до интонации...


.

........................................На фильм «Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко»

Последний крик идущего на дно,
Он знает: в рай не пустят все равно,
Тревожь признаньем душу, не тревожь,
Как ни крути, но лишь выходит ложь.
А правда, как расплавленный металл:
Жизнь пролетела, — грешник не летал.

В чем здесь вина и кто судить посмел
Зачинщика больших и малых дел?
И за какие, Господи, грехи,
В огонь бросают все его стихи?
Ответ, как в грудь направленный кинжал:
Жизнь пролетела, — грешник не летал.

Как не летал? Он всюду был — везде!
Кресту он поклонялся и звезде.
Он восхищал музей и стадион,
Великих мира был знакомцем он.
Все это так, но крыльев Бог не дал.
Жизнь пролетела, — грешник не летал.

27 октября, 2013 г.  

Тема: Re: Поэзия зависти

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 09-04-2017 | 23:43:07

...фффсё это, дорогой Леон, "к предательству таинственная страсть"...

я вот так думаю... 

Тема: Re: Поэзия зависти

Автор: Александр Закуренко

Дата: 10-04-2017 | 00:49:06

ревнованье  и зависть - одинаковы ваши приметы.


Бродский значительно умнее Евтушенко, который, если убрать его поэтическое чутье, ничего  о мире не сообщает в своей поэзии.  Это просто журналист с сильным чувством ценности жизни. Но все, что он говорит - предельно внятные одноуровневые мысли.

Бродский - барочный поэт, его мир пышен и многообразен. Проблема в фундаменте. Ему есть что сказать и он знает, как. Но сказанное им - погребальный гимны о мире.

Сложность всегда завидует простоте, потому что не может стать простой.

Простота всегда уничтожает сложность, потому что не может стать сложнее и размножается, как плесень.

 А плесень непобедима. как и амебы.

А вот что такое поэзия? Космос во всей его неуловимости или пригвожденные к листику бумаги бабочки?


Тема: Re: Поэзия зависти

Автор: Юрий Лифшиц

Дата: 10-04-2017 | 13:14:19

Считать мнение поверхностного журналиста Драгунского истиной в последней инстанции смешно. Обывательские разговорчики. Как и досужие рассуждения о месте поэта в вечности, зависти, ревности и прочей не относящейся к делу белиберде.


…И не жалость — мало жил,
И не горечь — мало дал, —
Много жил — кто в наши жил
Дни, всё дал — кто песню дал.


Январь 1926

Евтушенко поют. Будут ли петь Бродского? Трехаккордные стенания любителей не в счет.

Тема: Re: Re: Поэзия зависти

Автор: Александр Флоря

Дата: 10-04-2017 | 14:41:26

Надо же! Те же самые слова Марины Ивановны и я сказал своим студентам о Евтушенко.

А Бродского уже поют - "Пилигримов", "Ни страны, ни погоста".

Тема: Re: Re: Re: Поэзия зависти

Автор: Юрий Лифшиц

Дата: 10-04-2017 | 14:46:59

Ютуб кишит "песнями" на стихи Бродского. Но я о другом.

Тема: Re: Re: Re: Re: Поэзия зависти

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 10-04-2017 | 23:42:16

Это сейчас он кишит, и там много шелухи. А в нач. 80-х (если не в конце 70-х) Бродского озвучили Александр Мирзаян и Евгений Клячкин. И залы набивались битком, и сцены лесные мне памятны,  и тысячи огоньков свечей под открытым небом - фестивальные 

поляны. 

И многим они открыли Бродского (и Губанова, к слову, которого пели и Мирзаян, и Володя Бережков). Мирзаян - преклоняюсь перед его искусством, и Натюрморт, и Одному тирану, и Письма - шедевры в этом жанре. Вот до сих пор продирает от двух спетых вещей Бродского:

https://www.youtube.com/watch?v=WKhP2tNVPPE

 https://www.youtube.com/watch?v=Y2-waIR2_Lo

 Вторая - Виктор Попов, тоже композитор удивительный. Он и Маяковского поет  "Уже второй, наверно, ты легла..." - так, что  кожу на лице стягивает.

Понятно, что это не шансон, не хоровое и не застольное. Но это именно авторская песня. А поскольку я эту среду (а теперь и молодую) знаю очень хорошо, то исполнение это не пресекается.

Бродский поется еще как. Не буду говорить, сколько десятилетий назад спела (для себя, для себя) "Имяреку тебе" и "Ниоткуда с любовью".. Была такая потребность  - именно петь эти вещи..

 А что делает Елена Фролова? Великолепно! https://www.youtube.com/watch?v=JXDEtq2AnXA

Это целый пласт культуры. Это веха.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Поэзия зависти

Автор: Юрий Лифшиц

Дата: 11-04-2017 | 00:05:35

Ничего великолепного в этой авторско-песенной попсе не нахожу. Разве что это исполнение Сергея Труханова ничего себе.


https://www.youtube.com/watch?v=lamKz35k1NQ


Сами стихи у Бродского в массе своей непесенные. Как сказал, А.Закуренко, чем больше поэзия, тем менее песня. Но это смотря кто берется. Я никогда не думал, что гимн чуме можно спеть, пока Альфред Шнитке не показал, как это делается. То же самое по поводу "Безумных лет угасшего веселья". На сей раз это был Шандор Каллош. Но так или иначе народ безмолвствует. Разрушена цивилизация, в которой поэт был полубогом. Нынче поэт - лох, не умеющий жить. 

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Поэзия зависти

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 11-04-2017 | 00:23:47

Это не песенная попса. Оттого что Вы не принимаете этого жанра и даете такие оценки - ничего не меняется, например, в моем восприятии, как и множества людей. Культуртрегерскую составляющую АП в середине прошлого века переоценить трудно. Это был живой самиздат.

Где эти критерии - песенные-непесенные? Происходит замечательное слияние - музыки, поэзии, исполнения. Синтез. Если это профессионально и автор-исполнитель талантлив, как в случае с выше перечисленными мною.  Есть авторы, которые пишут и музыку, и стихи, а есть только исполнители. 

Вы говорите от своего лица, а я от своего довольно обширного круга. Возможно, кто-то не воспринимает этот жанр. Мы все разные, лишь бы не монополизировать истину. Но я так рада, что у меня есть много единомышленников, это глубокие и талантливые люди. Среди них есть настоящие поэты. Не могу не сказать об огромной воспитательной роли этого жанра (для моего ребенка, например, и детей моих друзей).

 Бродского не только, разумеется, слушаю, я читаю и перечитываю его книги и всю мемуаристику, с ним связанную - не по одному разу читано. 

 Александр Закуренко не давал никаких дефиниций, а высказал свое мнение, которое и я разделяю. Только он имел в виду совсем другое. Песня в смысле вот этого:  "Со мною вот что происходит" с перебором гитарным лирицким. Происходит-не ходит. 


Поэтому разница вкусов - это всегда разница аудиторий. 

 

Тема: Re: Re: Поэзия зависти

Автор: Александр Закуренко

Дата: 10-04-2017 | 18:20:16

Льва Ошанина или Дербенева поют больше и чаще, чем Рильке, Тютчева, Мандельштама, Тарковского, Элиота, Фета, Пушкина, вместе взятых.

Что за странный аргумент о качестве поэтического текста?

Теоретически это может быть один из многих критериев оценки, причем, на мой взгляд, чем стихотворение музыкальнее, тем менее оно нуждается в музыке.

Вот Анри Волохонский - редкое исключение совпадения глубины текста и музыки.

Тема: Re: Re: Re: Поэзия зависти

Автор: Юрий Лифшиц

Дата: 10-04-2017 | 18:22:39

Собственно говоря, это не я сказал, а Цветаева. Другое дело, что я с ней согласен. В конце концов, для кого поэты пишут стихи? Если друг для друга, то это одно. Если для людей, то совсем другое. 

Тема: Re: Re: Re: Re: Поэзия зависти

Автор: Александр Закуренко

Дата: 10-04-2017 | 18:30:20

Я думаю, что Цветаева имеет в  виду не жанр, а качество стихотворения - звучит как песня - так говорят, но это не значит, что звучит песня.

Это же памяти Есенина:

Брат по песенной беде —
Я завидую тебе.


ТО есть тут речь о песне как внутренней форме любого стихотворения, как стихотворения с античных времен. Когда поэты исполняли свои стихи и все стихи так или иначе были мелосом. или ритмико-жестикуляционным устным текстом (эпос и декламационная лирика).

Или средневековые поэты-барды.

Высоцкий считал, что исполняет стихи под музыку, а не говорил о написанном им как о песнях.

Другое дело, что песни на стихи Евтушенко часто - это музыка на его лучшие стихи.


Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Поэзия зависти

Автор: Юрий Лифшиц

Дата: 10-04-2017 | 18:33:28

Я знаю, что это стихи памяти Есенина. Но вот был такой "третьестепенный" поэт Стромилов. Что он там написал, кроме "Догорай, моя лучина", никому неведомо. Но и этого достаточно, на мой взгляд, чтобы поставить его в один ряд с великими.

Тема: Re: Re: Re: Re: Поэзия зависти

Автор: Леонид Малкин

Дата: 10-04-2017 | 20:48:14

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Поэзия зависти

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 10-04-2017 | 20:55:46

...поэты-песельники, это ваще - третий сорт... :о)bg

Тема: Re: Поэзия зависти

Автор: Мастер Евгений

Дата: 11-04-2017 | 03:02:04


- Зачем нужно бодаться? – спросил козёл у мудреца.
- Вам, козлам, виднее – ответил мудрец... (с)


 "Не читая и не слушая поэтов, общество приговаривает себя к низшим видам артикуляции, таким, как у политика, торговца или шарлатана...

Другими словами, оно лишается своего собственного эволюционного потенциала. Ибо то, что отличает нас от остального животного мира, это именно дар речи...

Поэзия – не форма развлечения и, в определенном смысле, даже не вид искусства, а наша антропологическая, генетическая цель, наш эволюционный лингвистический маяк". 


Иосиф Бродский



Тема: Re: Re: Поэзия зависти

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 11-04-2017 | 12:21:37

...вот именно... :о)bg