Михаил Кукин


Я только печальную слушать готов...

Я только печальную слушать готов,
особенно, если без слов,
музыку, — не оставляет следа,
и все же, как никогда,
насущна она, драгоценна она,
(по сути, она лишь одна).

А сотни извилистых наших речей,
товар палачей-стукачей,
ловчилы навар и винтилы улов —
уволь меня, я не готов.

Я слухом хотел бы за музыкой вслед,
в ней слышно прекрасное, ясное "нет", —
единственный точный ответ.


Привычный быт пробит лучами...

Привычный быт пробит лучами
и весь разорван в лоскуты,
и небо хмурыми очами
на землю смотрит с высоты -

там, на ветру, не видим нами,
с трубою медною в руках,
с лицом, как рдеющее пламя,
стоит архангел в облаках.

Он медлит, с гневом наблюдая.
Ему ещё не подан знак.

А мы с друзьями выпиваем,
острим, знакомых обсуждаем -
умён, учён и честен всяк.

- - -
* стихи были в книге "Коньковская школа" (2005), вошли в книгу: "КУФЁГА. Кукин, Фёдоров, Гадаев", М.: 2023


О, полчаса ходьбы и чтение молитв...

                * * *
                         о. Алексию Уминскому

О, полчаса ходьбы и чтение молитв,
и утром свежий снег, и крепкий кофе в полдень —
и через это всё Господь нам говорит
о Царствии Своём.
Отчётлив глас Господень.

Витает в воздухе свободы вещество —
его легко вдохнуть, но не возьмёшь руками.
На ослике в Москву въезжает Рождество,
в московский Вифлеем, невидимое нами.

6 января 2021
- - -
Стихи вошли в книгу: КУФЁГА. Кукин, Фёдоров, Гадаев. Стихи 1990 - 2023, М., 2023


Ляжет луч через кухонный стол...

Ляжет луч через кухонный стол —
вспыхнет чашка, и вилка заблещет:
сквозь воздушную толщу прошёл
этот луч и привычные вещи
превратил в ослепительный блик,
смазал контуры — так на мгновенье
меркнет Знанье, и чистое Зренье
видит мир, оторвавшись от книг.

Но с годами всё больше ценю
я спокойное, ясное Знанье.
Словно чьё-то наследство храню —
так хранят фотографий собранье,
так в музее картины хранят,
где отчётливы, как на ладони,
лик Младенца и копья солдат,
нищий посох и жемчуг в короне.



Все сделано из воздуха: и ты...

                                            М.К.


Все сделано из воздуха: и ты,
рассеяно взглянувшая куда-то
поверх домов, и светлые листы
раскрытой книги, и крыло заката,

лиловое, с огнистою каймой,
и этот стол, и чашки, и печенье,
и красный твой халат, и голый локоть твой,
настольной лампы в стеклах отраженье,

закатный блик в недопитом вине,
будильник и бутылка на окне.


Утро гремит у подъезда широкой лопатой...

                                                            М. К.

Утро гремит у подъезда широкой лопатой,
греет моторы, стоит, напевая, под душем,
лоб поднимает над жаркой подушкой измятой,
пудрится, мылится, душится, волосы сушит,

ложечкой звякает, наскоро чистит ботинки,
в скверик выводит собаку и красит ресницы,
маслом ложится на хлеб, бьет ладонью будильник,
льется из крана, над чашкой кофейной дымится,

в мутное небо рассвет выпускает, грохочет
мусорным баком, буксует на льду, вызывает
лифт, и включает приемник, и в школу не хочет,
кашляет, лезет в автобус, ключи забывает,

и настигает во сне, сколь угодно глубоком,
бреется хмуро, и пастой зубною плюется,
и от плеча моего твою теплую щеку
силится все оторвать. И ему удается.


Зима (Видно с птичьего полёта...)

ЗИМА

Видно с птичьего полёта,
как охотники с охоты
возвращаются по снегу.

И поджарые собаки,
сбившись в кучу, поспешают
за охотниками следом.

Добираясь до ночлега,
все промокли и устали
и выходят на вершину.

Уходя до горизонта,
впереди лежит равнина,
занесённая снегами.

Там далёкие деревни,
и кирпичные руины,
и готические шпили.

Там деревья и каналы,
и катки, и конькобежцы,
и дороги, и плотины.

Там пиликают на скрипке,
и служанки носят воду,
и на кухне жмутся дети.

Там прядут и вышивают,
чинят порванные сети,
выпивают у соседей.

Там из липы вырезают
немудрёные игрушки,
там расписывают глину.

Там в обнимку у харчевни
бродят пьяные солдаты
и горланят про чужбину.

В сером воздухе холодном
пахнет луковой похлёбкой,
пахнет брагою и хлебом.

Тишина повсюду веет.
День смеркается короткий.
Не оглянешься — стемнеет.

- - -


Поговори со мной сквозь эту ночь...

Поговори со мной сквозь эту ночь,
со стороны другой земного мира,
негромкий голос может мне помочь
остаться здесь — не глас трубы и лиры,

но голос — сквозь светящийся экран,
под стук, точнее, шелест, быстрых клавиш,
сквозь бред политики, через границы стран
(через границу тонкую стекла лишь),

сквозь болтовню и прения в сетях,
сквозь новостные мутные потоки —
так, словно мы на даче, мы в гостях,
сидим в тени, и видно: на припеке,

над шапками гортензий, столь проста
и столь легка капустница витает,
цветком — цветком и только — занята,
что проще, да и легче, не бывает.

(2019)


Прохожий, подходя к стенам Микен...

Прохожий, подходя к стена́м Микен,

дивясь тяжелым, грубым этим глыбам,

припомни стародавнее злодейство —

и хищный профиль львицы Клитемнестры

из древней тьмы

в глазах твоих всплывет.

 

Что в этой кладке? Тяжкий гнет царя?

Его души надменная твердыня?

Угрюмый гнев униженной царицы?

Ее бессонниц страшные часы?

 

Смотри, как камень давит камень, как

упорствуют они друг против друга,

ребром к ребру прижатые рукой

гигантов одноглазых, — так Судьба

 

сшибала лбами всех, кто здесь царил,

и выросла из этого громада

трагедии отцов, детей и жен.

Трагедии страстей, обид и мести.

Как таковой трагедии вообще.


Ты говоришь: над алтарём...

Ты говоришь:
над алтарём,
даже если разрушен храм и следов не осталось,
стоит терпеливый ангел,
ждёт перемен.

Я говорю:
прибавь к этому ангелов с вестями,
снами и поручениями,
пересекающими город
во всех направлениях,
ангелов, сопровождающих
наши нелепые колесницы,
и ангелов,
летящих у каждого за плечом...

Мир тесен, и если присмотришься,
в нём попросту не протолкнуться
от невидимых крыльев и прочей иконографии:
свитков, посохов, белых хитонов,
заботливых рук,
то сильных, то нежных.


С тобой пойти слоняться по музеям...

                                                                  М.К.


С тобой пойти слоняться по музеям,

твоими заблестевшими глазами

смотреть, как руку держит на груди Ревекки

Исаак, и как внезапно оглянулась

та девушка гаагская,

как льётся

уверенно (а это просто вечность)

Вермеера парное молоко,

как Халс весёлый свеж...

 

Устанем к вечеру —

в апартаментах тесных

вина чилийского бутылку открываем,

почти что чёрного.

— Ну, за искусство? — дзынь!

 

Лети, душа, не думая о смерти,

свободна будь, мудра и терпелива,

не поддаваясь суетному веку

с его кровавой лентой новостей.


(2016)


В небо взлетит тепловоза далёкий гудок...

В небо взлетит тепловоза далёкий гудок,

тучи надвинутся, травы качнутся под ветром,

и остаётся обрывок, клочок, лоскуток —

скоро прощаться с ещё одним прожитым летом.


С жизнью как будто прощаюсь — стараюсь успеть

что-то запомнить, понять в ежедневной рутине.

Август уходит. Известно, что время и смерть

общее нечто содержат в своей сердцевине.


Холодом тянет. Над крышами стелется дым.

Снова гроза с Куровскoй надвигается быстро.

Всё это было со мной, это было моим —

и промелькнёт, и погаснет, как малая искра.


Не удержать ничего, ничего не спасти,

с зонтиком мокрым шагая по дачной дороге…

Бог нам поможет! Но если мы даже в горсти

Божьей зажаты — то что нам известно о Боге?


Когда в душе покой и тишина...

Когда в душе покой и тишина,
не забывай о том, что жизнь страшна,

что так же кратки эти вспышки счастья,
как фотовспышки, что вообще разлад
нормален, что и в самый миг объятья
ты одинок, что ничего назад

не возвратить, что впереди провалы
на истинном, казалось бы, пути,
что легче пасть, чем этот груз нести.
И главное — что времени так мало.


Как будто призраки какие-то...

Как будто призраки какие-то
друзья мне пишут иногда
ну как ты? как дела? какие новости?
а новость тут у нас на всех одна

а что читаю?
вот на упаковке
обжарить с двух сторон и до готовности

а что я думаю?
записываю
в столбик
имена


Забрызган кровью и насквозь пробит...

Забрызган кровью и насквозь пробит
ахейский щит. Троянский воин рядом
в предсмертной муке тяжело хрипит,
блуждая в небе помутневшим взглядом.

Родные стены прячутся в дыму,
и бродят кони в стороне понуро…
Троянец мертв. И дела нет ему,
что родилась античная культура.


* * * (Что у вас нового?..)

— Что у вас нового? — Да ничего.
Нового нет ничего.
Старого — много, а нового нет.
Нового нет ничего.

Те же истории, та же всё хрень,
из году в год, изо дня в день,
та же судьба, дело — труба,
а нового нет ничего.

Та же, как спел нам мёртвый поэт,
красная, красная кровь,
та же планета меж тех же планет,
та же капуста-морковь.

Те же — пора бы заткнуться — слова,
те же дожди у окна моего.
Красная, красная кровь.
Жизнь — и любовь. Смерть — и любовь.
А нового — нет ничего.